|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Испытание на прочность
30.12.2005 00:01
В 2005 г. из-за высоких цен на топливо мировые авиаперевозчики пережили кризис, по силе уступающий лишь кризису 2001 г. Но если американские компании за последние пять лет привыкли к постоянным финансовым проблемам, то для российских перевозчиков этот год стал испытанием на прочность. И не все его выдержали. За последние 20 лет худшим годом для мирового рынка воздушных перевозок был 2001 год. После терактов 11 сентября убытки всех авиаперевозчиков превысили $11 млрд. А в 2005 г., по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), они составят минимум $8,5 млрд. Рынок подкосили высокие цены на топливо. Два последних глобальных топливных кризиса — 1991 и 1979 гг., когда за несколько месяцев нефтяные цены скакнули на 100% и 170%, авиаторы пережили менее болезненно. Их ежегодные убытки тогда не превысили $2 млрд. В этом году нефть подрожала в среднем на 40%, а цены на керосин с прошлого лета выросли в полтора раза. Тяжелее всех снова пришлось американским компаниям. Они еще не оправились после 2001 г., как получили новые проблемы — ураган “Катрина”. И сразу два перевозчика из первой пятерки — Delta Airlines и Northwest — осенью объявили о банкротстве. Самым дешевым, по данным IATA, оставался авиакеросин на Ближнем Востоке и в Африке — $553,5 за 1 т на середину декабря. На втором месте — Европа и СНГ, тонна топлива там стоила $560,8. В итоге европейские перевозчики отделались малой кровью. А главный перевозчик континента — Air France даже отрапортовала о 6,5% роста пассажирских перевозок за 11 месяцев и о получении более $1 млрд чистой прибыли. Европейские компании смогли компенсировать издержки 25%-ным увеличением стоимости билетов. В России билеты в среднем подорожали всего на 10%, а спрос на перевозки начал резко сокращаться. По оценкам Минэкономразвития, за 11 месяцев пассажирооборот авиакомпаний вырос к январю — ноябрю 2004 г. лишь на 2%, а в 2004 и 2003 гг. тот же показатель ежегодно составлял около 18%. Рекордсменом по снижению перевозок из пятерки российских лидеров стала KrasAir. По итогам 11 месяцев она перевезла на 10% меньше. Лучше всех кризис пережили UTair и “ВИМ-Авиа”. По данным UTair, в январе — ноябре она увеличила перевозки на 28%. Компания выбрала правильную тактику, не став конкурировать на международных рейсах с другими игроками, сконцентрировавшись на внутренних перевозках, объясняет гендиректор UTair Андрей Мартиросов. А чартерная “ВИМ-Авиа” по объему перевозок взлетела с 42-го на 7-е место. Правда, в основном за счет того, что только в этом году закупила и начала работать на основном своем парке — 12 “боингах”. Главный авиаперевозчик страны, “Аэрофлот”, после пяти лет стабильного роста отстал от прошлогоднего уровня перевозок на 2%, сократив чистую прибыль за три квартала на 80% до $80 млн. А ведь в 2001 г. “Аэрофлот” даже не заметил кризиса: его выручка выросла тогда на 14%, а прибыль — более чем вдвое. Американские эксперты считают, что со следующего года цены на авиатопливо пойдут вниз. По данным Energy Information Administration, с сентября по ноябрь керосин в Нью-Йорке уже подешевел почти на 20% — вслед за снижением мировых цен на нефть. Правда, до Москвы это снижение еще не дошло — цены пока держатся на уровне $650 за 1 т, отмечает гендиректор ТД “Топливное обеспечение аэропортов” Евгений Островский. “Сибирь”, второй по величине перевозчик в стране, считает, что керосин вырастет не более чем на 10% и финансовое положение компаний улучшится. Но для этого пассажирам придется привыкнуть к повышению цен на авиабилеты, а перевозчикам — получить льготы на ввоз более экономичных иностранных лайнеров, добавляет замгендиректора “Аэрофлота” Сергей Харитонов.
Елена Мазнева, Ведомости ,
30.12.2005
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |