Во вторник в Кремле пройдет заседание Госсовета, посвященное национальным проектам. По сути это последняя проверка готовности к их выполнению. Проверять готовность будут и инициатор проектов Владимир Путин, и основной куратор их реализации – первый вице-премьер Дмитрий Медведев. О том, какие препятствия правительство видит на пути национальных проектов, и о том, как намерено контролировать их исполнение, Дмитрий Медведев рассказал корреспонденту "Известий" Екатерине Григорьевой.
- Дмитрий Анатольевич, объявлено, что первые итоги ощутимые результаты национальных проектов появятся в феврале. А каковы гарантии или подстраховочные механизмы от сбоев?
- Гарантией может быть только нормальная и планомерная работа над тем, что мы должны делать. Работа такая развернута. Она идет в правительстве, в министерствах, координируется по линии администрации президента, и, соответственно, она выдвинута в регионы. Каких-то других гарантий нет, если не считать что ими является принятие Государственной Думой и одобрение Советом федерации проекта бюджета 2006 года. Деньги есть, поэтому можно начинать осуществление проектов. Иными словами, такие гарантии сегодня существуют двух видов: спланированная качественная работа, с одной стороны, и ее материальные предпосылки - с другой.
- А готовы ли к этому процессу регионы? Путин недавно говорил, что еще не все губернаторы представляют, что конкретно надо делать.
- Проекты дело новое, и, конечно, мы находимся в постоянном взаимодействии с регионами. Общение с ними налажено. Оно идет по всем линиям. Так, недавно состоялось совещание по проектам с губернаторами, входящими в Северо-Западный федеральный округ. Процесс живой, будем надеяться, что к концу декабря по ключевым точкам проектов, в особенности по тем направлениям, которые вступят в силу с начала будущего года, готовность в регионах будет.
- Значит ли это, что в регионах, например, будет предпринят комплекс антикоррупционных мер?
- Антикоррупционные меры, не могут развертываться изолированно в одном субъекте Федерации. Проблема эта государственная, и решаться она должна - по-моему, это уже для всех очевидно - только системно. Невозможно где-то гайки закрутить и сказать - все, в одном отдельно взятом регионе наступила честная жизнь и все работают чистыми руками. Созданием антикоррупционного механизма должны заниматься все. В центре должны создавать такой механизм, который способен контролировать эффективность расходования денег и претворение проектов в жизнь. На местах к этой работе должны быть подключены руководители субъектов и муниципальных образований. Как пойдет эта работа в муниципалитетах - посмотрим. Очевидно, что мунициальная система у нас только зарождается. С начала следующего года вступает в силу закон о местном самоуправлении, по которому часть полномочий будет передана муниципальным образованиям. Необходимо совместными усилиями обеспечить их готовность к реализации проектов.
- Вы объяснили, кто что должен, то есть пока, получается, такой системной работы нет. А вы вообще считаете возможным реализовать нацпроекты без пакетной борьбы с коррупцией?
- Я бы не связывал антикоррупционные меры только с национальными проектами. Считаю, что нам вообще в этом направлении надо принимать серьезные, жесткие, но в том же время разумные и юридически выверенные шаги. Жизнь существует и вне рамок национальных проектов, и с коррупцией мы сталкиваемся не только при их реализации. Понимаю, опасения могут быть: каждый из нас попадал в ситуацию, когда надо платить деньги за те услуги, которые не заказывал. Будет крайне обидно, если что-то из национальных проектов окажется под воздействием коррупционных факторов. Уверен, что мы не дадим подорвать нашу работу.
- Вы согласны с тем, что пятым национальным проектом должен стать контроль над выполнением первых четырех?
- Пятый национальный проект может рассматриваться по-разному. Например, мы недавно были в Новом Уренгое, занимались вопросами газификации страны. Можно сказать, что там тоже стартовал пятый национальный проект. Правда, он имеет корпоративную природу, связан с "Газпромом". Но "Газпром" - национальная компания, и газификация - это та тема, которая волнует миллионы людей. Очевидно, что это один из возможных национальных проектов. Что касается контроля, то понятно, что это важнейшая составляющая реализации всех проектов. Надо постараться с самого начала создать систему контроля именно в рамках всех названных проектов. Что я имею в виду? Должны быть привлечены все возможные контрольные механизмы: правительственные, администрации президента, парламента, Счетной палаты, Генпрокуратуры как ведомства, осуществляющего общий надзор над соблюдением законности и расследующего дела по отдельным преступлениям. Возможно, и других правоохранительных органов. Необходим, наконец, общественный контроль. И все это, по-хорошему, надо связать в одну систему контроля. Чего, скажу откровенно, прежде никогда еще не было. Какие-то фрагментарные вещи ухватывали, но целой картины по крупных государственным задачам видели не всегда. Сейчас попробуем сделать иначе.
У меня также есть определенная надежда на информационно-телекомуникационные технологии, на электронные формы мониторинга. Они дают возможность наблюдать за картиной в целом. А иначе получаешь десять справок - из одной контрольной инстанции, из другой, и все это свести в единую картину довольно сложно. Да не просто свести, а еще и разобраться, какая из них ближе к жизни, а какая плод эмоций или чего-то другого.
"Право на информацию и контроль имеют все"
- А как будет строиться общественный контроль? Или же вы намерены привлекать только "Единую Россию"?
- Да нет конечно. Я считаю, что если эти проекты называются национальными, то право на информацию и контроль имеют абсолютно все политические силы. Когда речь идет о партиях, у нас есть парламент, где представлены основные политические течения. Они вправе в любой момент потребовать отчета у всех, кто принимает участие в реализации этих идей, от членов правительства до представителей субъектов федерации. Могут использоваться площадки других общественных объединений, имеющих признанный авторитет - например, общество защиты прав потребителей. Наконец, недавно созданная Общественная палата - пусть попробует себя в этом качестве.
- Как именно будет выглядеть заявленная открытость при реализации национальных проектов?
- Открытость должна быть везде, начиная с самых незначительных процедур. Например, закупка оборудования или приобретение необходимой техники или же подряды на строительство каких-либо объектов. У нас вообще по законодательству все государственные закупки или государственные подряды должны происходить не иначе, чем на конкурсной основе. Поэтому мы и в национальных проектах намерены неукоснительно соблюдать эти правила. Но конкурсы только тогда и хороши, когда о них знают, а не тогда, когда они проведены келейно, а их результаты распределены под столом. В этом плане должна быть обеспечена доступность информации. Второе - в отношении принимаемых решений. Они тоже должны быть публичны, все должны понимать, по какому направлению будет продвигаться тот или иной проект. Люди смогут получать информацию не только из традиционных источников, то есть СМИ. Мы намерены создать интернет-сайт, где в ежедневном режиме, в режиме он-лайн, будут появляться документы и будут зафиксированы происходящие иные события.
"Золотую середину можно нащупать только опытным путем"
- Многие предыдущие решения, как, например, реформа госслужбы, по сути утонули в бюрократическом сопротивлении. Вы готовы сейчас к столкновению с ним?
- Вы правы. Многие полезные начинания так и увязли в бюрократических проблемах, в неспособности правильным образом организовать работу. Вспомните, что сказал президент на заседании Совета по национальным проектам - нам нужно разбюрократить эту сферу деятельности. Абсолютно правильные слова. Но любые решения продвигаются только при наличии эффективного контроля. В этом - основная трудность. Государственные процедуры должны быть разумно формальными, иначе мы получим ту же самую коррупцию и безалаберность. Их нужно формализовать, но формализовать до такой степени, когда это не мешает движению вперед. Вот где эта золотая середина - можно нащупать, увы, только опытным путем. Не вижу другого пути, кроме как в ручном режиме находить оптимальную форму развития того или иного национального проекта. Мы же прекрасно понимаем: даже если мы их полностью и идеально реализуем, мы не перевернем страну с ног на голову. Мы не превратим за два-три года наше государство в процветающее по всем направлениям. Смысл-то в другом. В том, чтобы дать правильные, современные ориентиры как для развития общества, так и для развития отдельного человека. И через эти нормальные правильные ориентиры повысить качество жизни.
- Что вы для себя считаете главными опасностями при реализации проектов?
- Да то же, что и вы. Самая главная опасность - это заболтать работу, погрязнуть в бюрократической суете, в распределении ресурсов. Вот в чем основные опасности. Это был бы худший сценарий из возможных.
"Возможности прокуратуры должны быть использованы на сто процентов"
- Уже понятно, что самым сложным проектом будет доступное жилье. Проблемы, признаются министры, есть уже сейчас. В чем причины?
- Я бы пока не сказал, что что-то идет не так. В чем вы правы - это самый масштабный проект, рассчитанный на весьма длительный срок. Давайте вспомним, что происходило в других государствах, где внедрялись программы жилищного строительства и строительной инфраструктуры. На это уходили десятилетия. У нас страна огромная по территории и немаленькая по населению. Кроме того, есть масса макроэкономических факторов, которые влияют на движение этого проекта. Это не просто вынуть из кармана деньги и купить медицинскую технику. Здесь нужен ряд экономических предпосылок. Каких именно? Очевидно, что люди берут кредит в случае, если это выгодно. А выгодно это только тогда, когда подавлена инфляция и когда этот кредит не уничтожает саму идею возвратного пользования деньгами. Здесь есть объективные сложности, но есть, наверное, и организационные. Заключаются они в том, что в какой-то момент был потерян темп подготовки нормативного материала, вытекающего из новых Жилищного и градостроительного кодексов. И сейчас главная задача - восполнить этот пробел и выпустить все нормативные акты, необходимые для начала этой работы.
- А как возможно преодолеть клановость в сфере жилищного строительства, о которой говорил президент?
- При получении информации, что та или иная экономическая задача эксплуатируется каким-либо кланом в корыстных интересах просто включать возможности правоохранительных органов. В этом плане я считаю, что возможности контрольных органов и прокуратуры должны быть использованы на все сто процентов. На это и надо реагировать. Это первое. Второе: совершенно очевидно, что введение прозрачных процедур - нормальное макроэкономическое средство для того, чтобы преодолеть клановость и обеспечить чистоту ведения бизнеса.
На рынке жилья очень многое связано с распределением земли. А вот как раз эта самая земля распределяется в ряде ситуаций с нарушением правил. Поэтому прозрачные процедуры распределения земельных участков - это уже как минимум хорошая основа для того, чтобы двигаться по этому проекту вперед. Кроме того, у нас отсутствует полноценный рынок строительных материалов, его тоже надо развивать.
"Необходимо определенное занудство"
- Но возьмем, например, распространенную как раз в строительном секторе ситуацию: формально процедура является прозрачной, а по сути нет. Что делать?
- Рецепт только один - стараться доводить процедуры до логического конца. Потому что если подходить к этому иначе, можно просто махнуть на все рукой и сказать: да ладно, все равно все это легко обойти, все конкурсы обсуждаются заранее в высоких кабинетах, побеждают там только люди, близкие к власти. Порочный круг. Поэтому надо методично, постоянно, может быть, даже иногда с определенным занудством внедрять прозрачные, основанные на законе процедуры. Я другого пути здесь не вижу.
- Согласны вы с теми своими коллегами в правительстве, которые говорят: сейчас вброс денег в жилищный сектор приведет только к росту цен?
- Есть такая опасность. Поэтому нам нужно очень тщательно считать соотношение между объемом денежной массы, которая попадает в жилищный сектор, с одной стороны, инфляционными факторами с другой стороны, и стоимостью жилья - с третьей. Придется балансировать. Сегодня мы понимаем, что рынок жилья у нас дефицитен, нам нужно его развивать. Необходимы кредиты в условиях подавленной инфляции, необходимо конкурентное производство строительных материалов, конкурентное осуществление жилищных подрядов и оказание услуг .
- А что вы можете ответить тем, кто считает: масштабные финансовые вливания в рамках нацпроектов несовместимы со целями сдерживания инфляции?
- Считать, что на инфляцию влияет только один фактор, было бы неправильно. На нее влияют рост непроцентных расходов, рост доходов, рост цен на отдельные товарные категории и масса других факторов. Все это должно быть отбалансировано. Задача правительства - определить, какой из этих факторов оказывает более серьезное влияние, а какой менее, каким мы можем пожертвовать ради достижения конечного социального результата, а каким нет.. В этом году мы, к сожалению, вылетели за те параметры, которые были установлены по инфляции. Правда, во втором полугодии ее рост замедлился. Но все равно можно считать, что задача по инфляции не выполнена. Но тем более актуально ее подавление будет в следующем году. Недопустимо, чтобы деньги, выделенные на реализацию национальных проектов, съедались инфляцией.
"Приоритетов не должно быть много"
- Что делать тем, кто пока себя в рамках национальных проектов не обнаружил, например, учителям музыкальных школ или же неохваченным повышением зарплат медикам?
- Я уверен, что очередь дойдет и до них. Даже в отношении упомянутых вами категорий в ближайшее время предполагается принятие таких решений, которые скажутся на благосостоянии людей. Например, выплаты специалистам-медикам первичного звена мы будем подтягивать под то увеличение, которое будет осуществлено в отношении терапевтов, врачей общей практики и младшего медицинского персонала. Для этого есть экономический механизм, на мой взгляд, вполне адекватный, так что необходимые решения будут приняты. Что же касается других категорий, то, естественно, мы должны об этом думать и по мере накопления материальных возможностей просто возвращаться к этой теме.
- А что может стать следующим национальным проектом?
- Приоритетов вообще-то не должно быть много. Четыре (или четыре с половиной, если считать приоритетом газификацию) - вполне достаточно. Найти бы силы, средства и способы контроля для того, чтобы эти задачи реализовать. Но если мы все-таки почувствуем, что готовы к исполнению новых национальных задач, то мы, конечно же, должны будем их объявить. Делать это можно, наверное, и в следующем году, и позже, вопрос именно в нашей готовности. О каких темах может идти разговор? Мне кажется, что это могли бы быть наука и культура - сферы, в которых Россия традиционно занимала лидирующее положение, и которые, к сожалению, в последнее время получали ограниченное финансирование. Но мы не должны забегать вперед, выхолащивая тем самым идею национальных проектов. Проектный подход заключается в том, чтобы через набор важных ключевых приоритетов вытаскивать важные сферы жизни общества.
"Администрация президента - это команда единомышленников"
- Аналитики уже назвали вас человеком, который мостит дорогу будущему президенту. В какой степени при реализации национальных проектов будут учитываться электоральные предпочтения?
- Реализация проектов преследует совершенно другую цель. Эта цель была сформулирована. Она не пафосная, но звучит действительно громко - повышение качества жизни граждан Российской Федерации. Электоральные цели никакого отношения к соответствующим программам не имеют. Если же удастся сделать что-то хорошее, то это будет здорово для всех. В том числе, наверное, и для тех, кто придет на смену действующей власти.
- Но вряд ли можно считать совпадением то, что значительная часть плодов от реализации нацпроектов должна появиться на рубеже 2007-2008 годов.
- Не согласен. На самом деле - значительно позже. Когда президент сформулировал идеи национальных проектов (напомню, это было в послании 2004 года), то там был назван другой горизонт развития, рассчитанный лет на десять вперед. Дальше заглядывать трудно, но я думаю, что практически по каждому из национальных проектов нам будет что делать и через десять лет. Другое дело, что ряд первоочередных задач мы обязаны исполнить в ближайшие годы.
- Хорошо, кто будет отвечать за удачи проектов - понятно. А кто за неудачи, и чем именно?
- Я считаю, что за неудачи должны отвечать те же, кто отвечает за удачи - то есть те, кто исполняет национальные проекты. Без всякого исключения. Начиная сверху - правительство, министерства, региональные администрации, муниципальные образования. Все, кто вовлечен в этот процесс.
- А вас лично чему научила работа в администрации?
- Научила многому. Я довольно долго проработал в администрации - шесть лет. На разных позициях. В администрацию президента сходятся информационные потоки по самым разным направлениям. И казалось бы, будучи техническим органом, обеспечивающим деятельность президента, администрация тем не менее может влиять на развитие ситуации в самых разных областях. В этом смысле работа в администрации в принципе непубличная, очень разноплановая, и весьма ответственная. От работы сотрудников администрации зависит реализация решений президента. Могу сказать откровенно: когда я пришел в администрацию, у меня было ощущение, что этот орган соединяет в себе очень разных людей с разным пониманием задач и призван ликвидировать какие-то текущие трудности, возникающеие в государственной жизни. Но потом оказалось, что это не так. Чтобы там не говорили, администрация, по всяком случае последние шесть лет, о чем я могу говорить ответственно, всегда была организацией, которая достаточно четко и однозначно обеспечивала выполнение президентом его функций. И это главной. Кроме того - это команда единомышленников. По иному и быть не может. И масса очень важных государственных проектов, в том числе тех, о которых мы сегодня говорим, проходила первичную обкатку именно в администрации президента.
Екатерина Григорьева, Известия ,
28.12.2005