|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Коммунальный лимит
20.12.2005 00:01
Российские власти за полтора месяца справились с поручением Владимира Путина сдержать тарифы на услуги ЖКХ, чтобы снизить темпы инфляции. Вчера Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла закон, срочно подготовленный ведомством Германа Грефа, согласно которому максимальный рост тарифов на услуги ЖКХ уже с 2006 года (и до 2009-го) будет определять Федеральная служба по тарифам, а не муниципальные органы власти. Однако, считают эксперты, этим решением государство еще больше усугубит ситуацию в коммунальном хозяйстве: теперь в большинстве регионов попросту не хватит средств на инвестиции в уже и так обветшавшую инфраструктуру. При этом эффективность самого контроля над инфляцией в ЖКХ остается под вопросом. Владимир Путин при обсуждении темпов инфляции в этом году, которая на треть превысила правительственные прогнозы, неоднократно (а в течение последнего месяца -- аж пять раз) обращал внимание на то, что быстрый рост цен в стране прежде всего связан с удорожанием коммунальных услуг. С начала этого года тарифы в секторе ЖКХ выросли в среднем на треть (а в некоторых регионах -- почти на 80%). Причем по всем опросам именно быстрый рост коммунальных платежей вызывает самую резкую реакцию населения. В связи с чем 31 октября президент поручил главе Минэкономразвития Герману Грефу до 15 декабря подготовить и провести законопроект, «изымающий у субъектов Федерации компетенции по установлению предельных тарифов на рост услуг ЖКХ». Неделю назад глава МЭРТ подробно рассказывал Владимиру Путину о готовящихся изменениях в тарифообразовании. «Для граждан мы установим предельный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Причем всех жилищно-коммунальных услуг, включая коммунальные услуги, то есть плату за воду, тепло и так далее, и плату за наем -- все, что входит в понятие «жилищные услуги»... К сожалению, наш анализ на сегодняшний день показывает, что планы субъектов Федерации по увеличению тарифов значительно более высокие, чем мы планируем в прогнозе и бюджете на следующий год. Поэтому, безусловно, такую меру нужно будет до 1 января успеть предпринять, чтобы не допустить всплеска тарифов». Г-н Греф хотя и с минимальным опозданием, но поручение Владимира Путина выполнил. Вчера Госдума специально собралась, чтобы принять соответствующий закон, сегодня ее примеру последует Совет Федерации. Такая спешка необходима для того, чтобы до конца года документ успел подписать президент, а правительство и регионы - отрегулировать тарифы на 2006 год уже на основании нового закона. Вице-премьер Александр Жуков вчера докладывал президенту о проделанной работе: «У правительства появляются рычаги -- возможность установить предельные темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги для регионов. Регионы, в свою очередь, должны установить такие предельные темпы роста для муниципальных образований. И в том случае, если необоснованно будут повышаться тарифы, то эти решения можно отменить. В течение недели правительство выпустит все необходимые нормативные документы и установит предельные темпы роста тарифов. Также до начала года это должно быть сделано на региональном уровне. Мы рассчитываем на то, что с помощью этих механизмов нам удастся избежать такого всплеска роста тарифов, который был в прошлом году (видимо, в уходящем году. - Ред.)». Система установления тарифов теперь будет выглядеть следующим образом. ФСТ будет определять для каждого региона уровень максимального повышения тарифов в ЖКХ. Губернаторы, в свою очередь, в этих рамках установят максимум для муниципальных образований. А муниципальная власть в рамках областного максимума установит конкретную величину повышения тарифов. Герман Греф говорил неделю назад, что рост тарифов в среднем по стране не превысит 20%. Учитывая, что в ряде регионов квартплата уже достигла себестоимости услуг ЖКХ и рост тарифов там, скорее всего, будет незначительным, это означает, что в остальных регионах тарифы могут вырасти значительно выше прогнозов министра. Но не менее серьезная проблема кроется в том, что попытки ограничить тарифы предпринимаются в условиях, когда само ЖКХ остается таким же больным и нереформированным. Г-н Греф вчера заявил в Госдуме, что принятый закон "поставит под контроль рост цен на тарифы ЖКХ для населения, будет точно контролировать инфляцию и обеспечит инвестиции в сектор". Но еще на стадии обсуждения документа работающие в сфере ЖКХ предприниматели уверяли, что ни о каких инвестициях речи как раз и не может идти. Во-первых, потому, что ФСТ не в состоянии оценить реальное состояние коммунального сектора каждого региона, города и поселка (в службе сейчас даже нет ответственного за эту работу заместителя руководителя). Соответственно, регионам просто «обрежут» тарифы, а сделать это можно исключительно за счет инвестиционной составляющей. Власти же тратить свои местные бюджеты на вложения в "коммуналку" не будут, так как иных источников для этого финансовым планом не предусмотрено. Во-вторых, закон не позволяет привлекать кредиты на капвложения в инфраструктуру -- об этом в один голос говорят все инвесторы. Как утверждают представители компании Российские коммунальные системы, «для привлечения инвестиций в этот сектор необходимы долгосрочные соглашения, а значит, нужна прогнозируемая тарифная политика на несколько лет вперед». Закон же по-прежнему предлагает установление тарифов лишь на год. И, наконец, как сказал "Времени новостей" председатель компании Евразийское водное партнерство (управляет водоканалами в нескольких регионах) Сергей Яшечкин, государство почему-то не спешит с принятием других инициатив, направленных на улучшение ситуации в отрасли: не принимает уже написанный законопроект о финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ, не разрабатывает типовой договор о концессиях, не утверждает порядок доступа к государственным инвестресурсам, не пытается ликвидировать перекрестное субсидирование в секторе и т.д. В то же время, по его словам, с 1 января изменяется порядок взимания НДС -- его надо будет платить в момент поставки услуги, а не получения оплаты за нее, как сейчас, и поэтому у предприятий возникнет кассовый разрыв. «В итоге, -- резюмирует г-н Яшечкин, -- пострадают те, кто пару лет назад поверил правительству и стал вкладывать средства в ЖКХ. Инвесторов, получается, в очередной раз обманули». Депутаты, голосовавшие вчера за закон, предпочитали не вдаваться в анализ его последствий. Глава комитета по промышленности Мартин Шаккум, представляя документ Думе, указал, что новый порядок просуществует лишь до 2009 года, дескать, до этого времени будет сформирована система госконтроля за экономической обоснованностью тарифов в сфере ЖКХ, передает Интерфакс. Пояснить «Времени новостей», как без системы контроля будет существовать сектор до 2009 года, г-н Шаккум возможности не нашел. А вице-спикер Госдумы Владимир Катренко, напротив, утверждал вчера, что принятый закон существенно повышает уровень государственной ответственности за ценообразование в сфере ЖКХ: "Мы добиваемся того, чтобы в стране действовала стройная система контроля и регулирования этих цен на федеральном, региональном и муниципальном уровнях", -- цитирует его РИА Новости. Иными словами, государство по-прежнему не решается приступить к какой-либо серьезной реформе ЖКХ. И хотя темпы инфляции, возможно, теперь несколько снизятся, проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве станет еще больше.
Николай Горелов, Время новостей ,
20.12.2005
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |