| |
США официально подключились к переговорам по урегулированию приднестровского конфликта, в которых на протяжении 13 лет главным посредником и миротворцем считалась Россия. Кроме того, в субботу госдеп США заявил, что готов стать активным игроком на другом конфликтном поле в зоне традиционного российского влияния – в Южной Осетии.
На следующий же день американцы получили карт-бланш от грузинских властей. Помимо посредничества и в Кишиневе, и в Тбилиси хотели бы видеть американцев в составе миротворческих миссий вместо россиян. На постсоветском пространстве отказываются от услуг наших миротворческих сил (МС). А как сообщили «НИ» в московском представительстве ООН, из остального мира мы уходим сами. Хотя нас просят остаться.
Участие представителей США и Евросоюза в переговорах по урегулированию приднестровской проблемы, на необходимости которого кишиневские руководители настаивали на протяжении последних трех лет, фактически означает начало конца российского миротворчества на постсоветском пространстве. Россия, конечно же, еще будет какое-то время входить в состав совместного контингента МС в Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии, но главным миротворцем быть перестанет. Дело в том, что молдавские лидеры добиваются расширения миротворческого формата за счет европейской и американской составляющих (с 1992 года в зоне конфликта на Днестре там несут службу МС России). А в Грузии, где два конфликтных региона – Южная Осетия и Абхазия – контролируются нашими «голубыми касками», россиянам даже назначили день исполнения «Прощания славянки» – 15 июля будущего года. Если до тех пор сепаратистские республики не сдадутся на милость центральных властей, заметили в Тбилиси, их российские друзья могут сворачивать шинели и отправляться домой. России прямо указывают на дверь, объясняя причину – Москва использует миротворцев для защиты интересов отколовшихся от Грузии и Молдавии регионов, а также своих собственных. В воскресенье об этом еще раз заявил министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили. Он заметил «НИ», что российские миротворцы по сути превратились в пограничников, которые «оберегают какую-то административную границу, в то время как должны содействовать разрешению конфликта». Почти то же, но относительно Приднестровья, двумя днями раньше сказал президент Молдавии Владимир Воронин. Но если Грузия, добившись вывода со своей территории российских военных баз, теперь осваивает второй этап «деоккупации» – эвакуацию МС РФ, то Молдавии предстоит и то, и другое. Гарантами реализации этих планов теперь уже официально выступают США и Евросоюз.
Россия, которая в свое время остановила войны в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии, и более 10 лет обеспечивала мир в конфликтных зонах, сегодня оказалась в них нежелательным гостем. По крайней мере, для центральных властей, которые, ко всему прочему обвиняют Россию в использовании непризнанных республик для оказания политического давления на Кишинев и Тбилиси. А также в качестве контрабандных каналов. В Страсбурге давно уже называют Приднестровье «черной дырой», через которую идут нелегальные товары, в том числе оружие.
После того, как к переговорам по урегулированию ситуации в этом регионе подключились новые посредники, решено провести ревизию его ВПК. Но, как известно, местные оборонные заводы давно купили российские компании, так что инспектировать будут именно их. Насколько известно, тираспольские власти с таким мониторингом согласились. Кстати, они также дали добро на подключение к мирному урегулированию США, что еще год-два назад казалось невозможным. Но, насколько известно, к такому решению Тирасполь подвиг Киев, который становится более важным, чем Россия, посредником в диалоге Кишинев–Тирасполь. А Киев, как известно, приветствует посреднические услуги США в СНГ.
России не остается ничего иного, как соглашаться со сдачей позиций. На недавних переговорах в Кишиневе, по словам посла по особым поручениям МИД Украины Дмитрия Ткача, сказанным «НИ», Москва фактически дала согласие на то, чтобы миротворческая миссия в Приднестровье проходила под эгидой ОБСЕ, и подтвердила, что в основу урегулирования конфликта положена не кремлевская инициатива, а предложения Виктора Ющенко.
| | Теряя позиции на миротворческом рынке, Россия лишается еще одного рычага влияния на постсоветские страны. Раньше таковых было три – непосредственно военное присутствие (базы), миротворческие контингенты и газовая труба. И в лучшие времена самым весомым аргументом для строптивых соседей являлся газопровод. А наше влияние на бывшие братские страны всегда принимало формы сезонного обострения. Перед наступлением зимы Москва, как правило, предупреждала задолжавших нам соратников по СНГ, что отключит им газ, и все быстро начинали нас любить. Весной эта любовь сходила на нет – вместе со снегом. Нынешний год не исключение. Но теперь мы угрожаем перевести неблагодарных бывших друзей на расчеты за газ по мировым ценам. И если сдержим слово, увидим степень нашего реального влияния на постсоветское пространство. Впрочем, цена наших заблуждений на сей счет такова, что может обрадовать российского налогоплательщика. Ведь именно за его счет содержатся контингенты МС в бывших «горячих точках» СНГ (сегодня это в общей сложности 2,5 тыс. солдат и офицеров), а также почти бесплатно обогреваются две страны (Молдавия и Грузия) с населением в 7 млн. человек (за газ молдаване и грузины платят в 2,5 раза меньше, чем европейцы). Правда, сворачивание миротворческой миссии на просторах СНГ не понравится самим военным. Они получают в конфликтных зонах в 1,5 раза больше чем у себя дома (платят за «горячие точки», хотя там давно нет войны), а год службы идет за два. Так что на потере влияния мы можем неплохо сэкономить – в деньгах.
Что же касается дальнего зарубежья, то можно сколько угодно сетовать по поводу того, что российскому военному присутствию в тех или иных регионах мира препятствуют американцы, факты налицо: согласно 43-ей статье Устава ООН страны – члены Организации просто обязаны участвовать в миротворческих операциях, проводимых международным сообществом. Россия же последнее время превратилась прямо-таки в «уклониста». Как рассказали «НИ» российские сотрудники ООН, еще можно понять, почему российские военные не очень-то хотели участвовать в операциях в Западной Сахаре (климат в этих местах больно тяжелый), но с какой стати мы постарались остаться в стороне от мирного урегулирования на Гаити и в Восточном Тиморе, объяснить трудно. Элементарная житейская логика подсказывает, что российские военные могли бы очень даже неплохо подзаработать на ооновской службе.
А чем объяснить упорное игнорирование Смоленской площадью призывов нового сомалийского руководства направить миротворцев (даже не обязательно по линии ООН) на Африканский Рог? Как рассказал «НИ» первый вице-премьер Сомали Исмаил Мохаммед Хурре, именно русских там ждут. После того как наша страна помогла сомалийцам преодолеть страшные последствия засухи начала 1970-х, годов здесь даже появилась поговорка «дай Боже, дождя или русских».
Кроме того, как заявил «НИ» экс-командующий миротворческими силами ООН в Демократической Республике Конго нынешний посол Сенегала в России генерал-майор Мунтага Диалло, пример, показанный в последние годы нашими миротворцами в Сьерра-Леоне (все они были выведены из этой страны к 1 октября), подвиг правительства многих стран Черного континента на то, чтобы просить именно россиян помочь разобраться в местных межэтнических конфликтах. Получается, что если из ближнего зарубежья нас просят уйти, то из дальнего мы уходим сами. В такой ситуации искать логику в действиях нашего родного МИДа бесполезно.
КОММЕНТАРИИ
Юрий ШИШАЕВ, замдиректора Информационного центра ООН в Москве:
– Если мы говорим об участии россиян в миротворческих операциях ООН, то надо однозначно признать: на сегодня оно приняло минимальные размеры. Это касается равным образом как военных, так и гражданских представителей РФ. Несколько человек присутствуют в качестве военных наблюдателей в урегулировании кризисов в Демократической Республике Конго и в Боснии и Герцеговине, да еще в Либерии и Сьерра-Леоне остались пара-тройка гражданских. Вообще перемещения наших соотечественников-миротворцев, пусть и единичные, довольно хаотичны и уж точно не зависят от политики государства. Все это удивительно на фоне того, что за службу в составе миротворческих сил на Балканах наши военнослужащие получали хорошие сотни долларов. Да и не в одних только долларах дело – миротворческая служба под флагом ООН – это прежде всего престиж государства.
Игорь КОНАШЕНКОВ, полковник, руководитель пресс-службы главкомата сухопутных войск РФ:
– На сегодня сухопутные войска в составе миротворческих сил участвуют в трех операциях на территории стран СНГ: в Приднестровье (1 батальон), в Абхазии (3 батальона) и в Южной Осетии (1 батальон). Миротворческая служба имеет свою специфику, взять хотя бы 24-часовую готовность, т.е. миротворцы должны понимать, что в любой момент они могут встать под ружье. Я не думаю, что российское миротворчество будет свернуто (хотя, как служивый человек, понимаю – все зависит от высшего руководства страны). Сейчас, к примеру, готовится к делу 15-я миротворческая бригада. Только в Абхазии начиная с 1992 года мы потеряли более 100 человек, причем потери эти не только боевые. В любом случае миротворческая служба связана с риском для жизни – на берегах Днестра, например, мы тоже теряли людей. Кроме нас, в Абхазии находятся еще около сотни миротворцев ООН из самых разных стран. В 2002 году мы помогали им, например, в борьбе с так называемой бандой Гелаева, нагрянувшей из Чечни (тогда погибли 9 международных миротворцев). В Абхазии мне особо запомнился генерал Баджва из Пакистана – он умел поставить дело надлежащим образом. Для нас же очень важно, что миротворческие силы в «горячих точках» пользуются особым уважением местного населения – в любом случае мы выступаем как третья сила на фоне политического противоборства, в котором активно участвуют армия, полиция и силы безопасности тех или иных стран. |
|