Лениградская Правда
3 DECEMBER 2024, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Владимир Путин не хочет терять на экспорте российской нефти
16.08.2005 00:01
Владимир Путин вчера на встрече с членами правительства неожиданно поинтересовался у главы Минэкономразвития Германа Грефа, почему между ценой барреля нефти сорта Brent и сорта Urals столь большая разница -- около 5--6 долл. (хотя еще в 2000 году она была около 1--1,5 долл.). Министр сообщил, что в условиях высоких мировых цен на нефть «конечно, это становится очень чувствительным для экономики России», и пообещал «посмотреть этот вопрос» осенью, когда будет рассматриваться законопроект об изменении принципов взимания налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При этом вопрос президента, надо полагать, заключался не столько в том, почему к российской нефти на мировом рынке применяется столь высокий дисконт, сколько в том, почему качество этого сырья ухудшается. Ответ же здесь, прежде всего, в том, что добывающие компании сократили инвестиции, месторождения начинают стареть и дают нефть более низкого качества, чем несколько лет назад. НДПИ как раз и призван заставить российских нефтяников, во-первых, инвестировать в разработку новых месторождений, а во-вторых, увеличить объемы переработки на российских заводах и выход светлых нефтепродуктов евростандартов.

Россия производит два сорта нефти -- высокосернистую Urals и легкую Siberian Light. Сорт Brent, который котируется на Лондонской и Нью-Йоркской биржах, является эталонным (он получил свое название от одноименного месторождения в Северном море, открытого в 1970 году). Более легкие сорта нефти -- которые содержат меньше серы, чем Brent, -- торгуются с премией по отношению к нему, а те, которые требуют большей очистки, -- как, в частности, российские сорта, которые в трубопроводе перемешиваются с «тяжелой» башкирской и татарской нефтью, -- с дисконтом.

По данным инвесткомпании «Тройка Диалог», средний дисконт к нефти Urals в 2000 году составил 1,2 долл. с каждого барреля, в 2004 году -- 3,8 долл., за семь месяцев этого года -- 3,6 долл. В отдельные периоды 2000 года дисконт достигал 7 долл., рекорд же был установлен осенью прошлого года -- более 8 долл. Если бы Urals стоила столько же, сколько и Brent, говорит аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров, то в этом году российские нефтяники получили бы от экспорта на 4 млрд долл. больше.

Причин того, что российское сырье в Европе ценится меньше, несколько. Прежде всего из-за того, что наша нефть высокосернистая, спрос на нее ограничен теми НПЗ, которые в принципе способны ее переработать. Кроме того, в Европе, куда поставляются подавляющие объемы российского нефтеэкспорта, в последние годы ужесточены экологические требования к топливу, а это означает, что более востребованы (и, соответственно, дороже) нефтепродукты, вырабатываемые именно из легких сортов нефти. Рост экономики, вызывающий увеличение потребления энергоресурсов, происходит в Америке и в Азии, а не в Европе. И, наконец, рост поставок из Ирака нефти, по качеству похожей на Urals, но все же чуть более легкой, еще сильнее снизил спрос на российское сырье.

В этих условиях российские нефтяники, добывающие легкую нефть Siberian Light (она сейчас котируется с дисконтом всего лишь 1,3 долл. к цене барреля Brent), прежде всего ЛУКОЙЛ, «Сибнефть», ТНК-ВР и государственная «Роснефть», стали добиваться введения банка качества сырья. То есть того, чтобы цена нефти, сдаваемой в трубопровод, зависела бы от качества: при высоком качестве производителю начислялась бы премия, а при низком -- применялся бы дисконт. Кстати, в системе Каспийского трубопроводного консорциума подобная система действует уже почти год. Точнее, по информации представителя одной из компаний, сдающих нефть в КТК, сейчас в системе достаточно часто действует «пробковая» закачка -- после того как закачана одна партия нефти, устанавливается специальная пробка, не позволяющая перемешиваться сырью, и затем закачивается следующая партия. Из российских компаний туда поставляют небольшие объемы ТНК-ВР, а также «Роснефть» (чеченскую нефть, которая считается лучшей по качеству в России).

Государственная «Транснефть» год назад провела расчеты, необходимые для создания банка качества, создала имитационную модель, а результаты направила в компании. «Понятно, что значительная часть нефтяников оказалась против этой системы, -- говорит Валерий Нестеров из «Тройки Диалог». -- А когда нет единодушия, решения в российском нефтяном комплексе, как правило, не принимаются». Кроме того, полагает он, качество сырья в масштабах страны подобное решение проблемы не улучшило бы -- все равно остались бы месторождения с высокосернистой нефтью, которая бы попадала в трубу и смешивалась бы там с малосернистой. Произошло бы перераспределение денежных потоков внутри страны в пользу трех-четырех компаний, добывающих легкую нефть, считает он.

Нефтяники же нашли другие способы продажи нефти Siberian Light. Они стали поставлять ее по отдельной нитке трубопровода до порта в Туапсе. В первом полугодии туда было перевезено 2,4 млн тонн (из общего объема экспорта в дальнее зарубежье 94,4 млн тонн за это полугодие). Кроме того, как отмечает г-н Нестеров, альтернативные поставки осуществлялись и другими компаниями через северные морские терминалы. В целом, по его оценке, таким образом в этом году было поставлено около 5% нефти, экспортируемой в дальнее зарубежье.

Однако, по словам аналитика агентства Argus Олега Кирсанова, речные и морские пути (если к терминалам не подведены трубопроводы) становятся компаниям все менее выгодными. Причина -- высокие тарифы на перевозку нефти железнодорожным (ведь нефть до терминала надо на чем-то довезти) и речным транспортом. В итоге, по его данным, экспорт по железной дороге в первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 32%, а по рекам -- аж на 80%.

Выход из ситуации эксперты видят прежде всего в развитии трубопроводного транспорта, а также нефтепереработки и, как следствие, экспорте нефтепродуктов высокого качества (Евро-4 и, возможно, Евро-3). Однако в условиях нынешней ситуации на мировом рынке нефти, а также из-за высокой налоговой и таможенной нагрузки нефтяникам развивать переработку невыгодно. Ведь в себестоимости российской нефти уже более половины -- налоговая нагрузка, поскольку НДПИ зависит от мировых цен на нефть. Да и инвестиций взять по большому счету неоткуда -- при мировой цене нефти более 24 долл. за баррель государство изымает в виде налогов и пошлин практически всю разницу между фактической ценой и этими 24 долл., признавал на днях начальник департамента ТЭК Минпромэнерго Анатолий Яновский. В сентябре его министерство собирается внести в правительство предложения о том, как «отвязать» ставку налога на добычу от мировой конъюнктуры и «привязать» ее к качеству добываемой нефти.

Впрочем, введение такого принципа -- все еще достаточно далекая перспектива, ведь только на выработку механизма зависимости НДПИ от качества нефти у чиновников ушло более двух лет. Другим решением вопроса по сокращению дисконта к цене российской Urals относительно Brent, по мнению г-на Нестерова, может стать увеличение поставок в Китай с его растущей экономикой и потребностью именно в российской нефти. Но для этого, как уже неоднократно говорилось, необходимо ускорение строительства трубопровода из Восточной Сибири к Тихому океану, в котором предусмотрено ответвление в Китай. Владимир Путин в последнее время весьма резко критикует экологов, которые, по его мнению, тормозят столь крупный и необходимый государству проект. А на прошлой неделе президент «Роснефти» Сергей Богданчиков доложил главе государства, что «разведанных сегодня запасов или тех, которые будут еще открыты, хватит, чтобы добывать 45--50 млн тонн в год» и тем самым загрузить восточный трубопровод. И попросил Владимира Путина, чтобы региональные власти оказывали содействие этому проекту.
Время новостей , 16.08.2005

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru