Из 1000 поправок в закон о выборах депутатов Госдумы только по двум фракция "Единая Россия" так и не нашла понимания у председателя ЦИК Александра Вешнякова, которому поручено представлять в Госдуме интересы президента по законопроекту. Законопроект может быть принят во втором чтении до 15 апреля. О том, какие поправки предстоит еще обсудить Вешнякову и "Единой России" и почему председатель ЦИК выступает против них.
Вице-спикер Госдумы от 'Единой России' Олег Морозов сообщил, о каких принципиальных поправках в закон о выборах депутатов так и не удалось договориться 'ЕР' и ЦИК. Речь идет об ограничении размера избирательного фонда для партий и запрете для губернаторов, возглавивших на время выборов региональные списки, в последующем снять свою кандидатуру без ущерба для партии.
Напомним, что с 2002 года законом о выборах депутатов Госдумы установлена предельная сумма избирательного фонда для партий в размере 250 миллионов рублей. В начале февраля ЦИК предложила увеличить партфонд с учетом ежегодной инфляции до 297 миллионов. Но и этот размер не устроил 'ЕР'. Секретарь президиума генсовета партии Валерий Богомолов предложил 'снять всякие ограничения на размер избирательного фонда'. Он мотивировал это желанием вывести 'всех участников избирательного процесса из тени'.
В среду эту позицию еще раз подтвердил Олег Морозов. Правда, он предположил, что кремлевские кураторы партии не согласятся со снятием лимитов, и тогда фракция будет настаивать на 'увеличении партфонда хотя бы вдвое'.
Против легализации фондов партий последовательно возражает Александр Вешняков. По его мнению, предлагаемая 'единороссами' поправка неприемлема и ЦИК будет категорически против. 'Объяснения, что все деньги таким образом можно вывести из тени, не выдерживают никакой критики', - настаивает Вешняков. Снятие ограничений с фонда приведет к использованию 'денег сомнительного происхождения' и создаст неравные условия борьбы на выборах.
Второе расхождение между ЦИК и думским большинством касается участия губернаторов и других знаковых фигур (чиновников, известных артистов, телеведущих, спортсменов) в избирательной кампании. Вешняков настаивает на том, что партию надо лишать депутатского мандата, в случае если ее кандидаты из федерального списка и первое лицо регионального списка отказываются от депутатского мандата без уважительной причины (таковой считается только переход на руководящую работу в исполнительную власть).
'Это же нарушение избирательных прав гражданина! - считает Морозов. - Это абсурд: отбирать мандат у партии, чей кандидат отказался от депутатской карьеры! Избиратель подал голос за одну партию, а его голос передадут другой! Где логика вообще?!' А по мнению главы президиума генсовета 'ЕР' Валерия Богомолова, 'это фактически означает запрет на профессию'. 'ЦИК вторгается в компетенцию политических партий, - считает высокопоставленный источник ГАЗЕТЫ в руководстве 'ЕР'. - Вешняков хочет усилить свое влияние на избирательный процесс и регламентировать все что можно: от размера избирательного фонда до компоновки рекламного эфира. Ему остается только выступить автором сценария рекламных роликов!' По словам источника, 'ЕР' в конкуренции с ЦИК готова 'пожертвовать только мелочью, вроде той, сколько процентов членов партии должно быть в списках кандидатов'.
Опрошенные ГАЗЕТОЙ эксперты считают, что 'Единая Россия' будет до последней возможности отстаивать свое право включать в партсписки губернаторов. 'Они же как паровозики, которые протаскивают в Думу депутатов, - говорит замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Потом 'паровозик' отцепляется, а 'вагончики' остаются и набирают конституционное большинство'. А снятием лимитов на избирательные фонды 'ЕР' решает проблему 'имиджевых упреков в свой адрес'. 'Ведь если не будет финансовых ограничений, то оппоненты не смогут, как на прошлых думских выборах, упрекнуть партию в скрытой рекламе под видом репортажей с мест и отчетов с заседаний правительства', - считает Макаркин.
Прием поправок ко второму чтению законопроекта продлен до 21 марта, потом их рассмотрит рабочая группа профильного комитета по госстроительству. Ориентировочно законопроект пройдет второе чтение до 15 апреля.