25 февраля спикер Госдумы Борис Грызлов, возглавлявший делегацию российских парламентариев на зимней сессии парламентской ассамблеи ОБСЕ в Вене, пригрозил европейским коллегам сокращением российских взносов в бюджет этой организации.
Ну прямо гоголевский Тарас Бульба: «Я тебя породил — я тебя и убью». Ведь «хельсинкский процесс», продолжением которого и является ОБСЕ, был любимым детищем брежневской дипломатии разрядки: с его помощью в 70-е годы прошлого столетия Советский Союз стремился закрепить нерушимость послевоенного ялтинско-потсдамского мирового порядка. Теперь же Россия в очередной раз грозит своему детищу перекрытием финансового крана.
До демарша Грызлова стрелы в сторону этой организации, «утратившей изначальные принципы» и практикующей политику «двойных стандартов», уже пускались неоднократно, с лета же 2004 года эта стрельба стала регулярной. Отметились все — и вдохновляемый Россией коллективный разум СНГ, и обиженный президент Путин, и его верный министр Сергей Лавров. Последний фактически сорвал принятие итоговой декларации сессии ОБСЕ в Софии в декабре прошлого года. А заключительным аккордом уходящего года стал отказ России 30 декабря от услуг наблюдателей ОБСЕ в Чечне, на российско-грузинской границе. И вот теперь Грызлов: «С утверждением бюджета следует пока повременить».
Причина «синдрома Бульбы» предельно проста: наблюдатели ОБСЕ за российские же деньги (9% бюджета организации) слишком уж серьезно и как-то чересчур по-европейски подошли к своим обязанностям в ходе грузинских и особенно украинских выборов. Игнорируя, по словам Путина, «адаптацию демократии» к местным условиям. А на подходе — Молдавия, Киргизия, Таджикистан…
Правда, кроме перекрытия крана, Грызлов припас еще один сильный ход — предложение об избирательном мониторинге ОБСЕ в Великобритании, Франции и Финляндии. И правильно, пусть покрутятся.
Новая газета ,
28.02.2005