Чиновники продолжают ломать голову над тем, как остановить рост цен на бензин. Вчера с очередной инициативой выступила Счетная палата. По мнению сотрудников ведомства Сергея Степашина, ситуацию на внутреннем рынке могло бы изменить создание государственного резерва нефтепродуктов, запасы которого помогут сбивать цены, а также развитие биржевой торговли. При этом параллельно предлагается вернуться и к балансовым заданиям, от которых российские чиновники отказались еще в 90-х годах. Как отмечают эксперты, инициативы Счетной палатой не блещут новизной и вряд ли будут в ближайшее время реализованы. Кроме того, считают аналитики, только этих мер для решения проблемы просто не достаточно.
Цены на бензин росли на протяжении всего прошлого года и внесли свой вклад в высокие темпы инфляции. По данным «Росстата», стоимость бензина у производителей в 2004 году по отношению к предыдущему году поднялась на 33,6%. При этом одним ростом инфляции проблемы не ограничились. Буквально неделю назад во многих крупнейших городах страны прошла акция протеста автомобилистов против постоянного подорожания горючего. По данным исследовательской группы «Петромаркет», средневзвешенные оптовые цены в европейской части России на бензин Аи 92/93 с 1 января по 13 февраля увеличились на 9,97%, с 12 064 руб. до 13 267 руб. за тонну. Правда, на зимнее дизельное топливо, наоборот, упали на 0,65% -- с 13 714 руб. до 13 625 руб. за тонну. Профильные российские ведомства делают периодические доклады о причинах роста нефтепродуктов и вносят разного рода предложения, но пока контролировать ситуацию правительству не удается.
«В стране сложилась парадоксальная ситуация, когда цена бензина на отечественном розничном рынке в августе 2004 года сравнялась с ценой бензина в США, а по состоянию на 1 декабря минувшего года превысила ее. В связи с ростом цен на нефтепродукты обеспечение армии и флота страны нефтепродуктами существенно осложнилось. Несмотря на дополнительно выделенные средства, Минобороны в 2004 году было закуплено не более 90% от запланированных годовых объемов топлива», -- отмечается в аналитической записке Счетной палаты, подготовленной в «соответствии с рекомендациями совместного совещания Счетной палаты и Генеральной прокуратуры по теме «Проблемы борьбы с коррупцией и преступлениями в сфере экономики». Совещание состоялось в декабре, с докладом на нем выступал аудитор палаты Михаил Бесхмельницын.
Чиновники отмечают, что «существующая нормативно-правовая база не позволяет органам исполнительной власти оперативно воздействовать на ценовую ситуацию внутреннего рынка нефтепродуктов в периоды повышенного спроса», и предлагают правительству «рассмотреть возможность введения оперативного управления запасами нефтепродуктов, усовершенствовать правовое регулирование биржевой торговли основными видами топлива, а также механизм установления таможенной пошлины на экспорт нефтепродуктов; кроме того, предлагается обеспечить целевые поставки нефтепродуктов государственным потребителям, в частности, Минобороны и другим силовым ведомствам».
Под «оперативным управлением запасами» понимается, по сути, создание некоего государственного резерва. Топливо в него будет закупаться чиновниками, которые затем смогут «выбрасывать» его на рынок и снижать цены. В принципе в стране уже существует «Росрезерв», и глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев ранее предлагал использовать хранящиеся в нем запасы для борьбы с ценами (правда, для этого необходимо внести определенные изменения в законодательство). Каков сейчас объем запасов, неизвестно -- информация об этом отнесена к категории государственной тайны. Подобный резерв существует в Америке, однако там переработкой и добычей занимаются разные компании, в то время как в России работают вертикально интегрированные холдинги.
«Целевые поставки нефтепродуктов» тоже были в российской истории -- в 1990-х сложилась система «балансовых заданий». Прежде чем экспортировать нефть, компании должны были обеспечить определенных покупателей на внутреннем рынке. Впоследствии от этого механизма отказались как от нерыночного.
«Предложение создать резерв стало уже дежурным», -- говорит аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. «Однако никто никогда не считал, сколько будет стоить воплощение этой идеи в жизнь. Какое количество нефтепродуктов необходимо закупать, во что обойдется эксплуатация хранилищ и поддержание их в рабочем режиме. Пока нет таких данных, вряд ли стоит всерьез обсуждать этот вопрос», -- уверен он.
Кроме того, эксперты полагают, что подобный механизм стимулирует коррупцию. «Не могу исключить, что новые предложения вызваны желанием подрулить бюджетными средствами», -- говорит директор Института энергетической политики Владимир Милов.
А в Федеральной антимонопольной службе уверены, что бороться с коррупцией можно, организовав биржу нефтепродуктов, и тогда механизм закупок станет прозрачным. Подобные биржи в России уже появлялись, однако ни одна так и не стала сколько-нибудь значительно влиять на рынок, поскольку нефтяные компании просто не принимают участия в торгах.
«Биржа ничего не решает в сегодняшней ситуации (на внутреннем рынке. -- Ред.). В России работают вертикально интегрированные компании, и никакой конкурентной среды в сфере оптовой торговли не создано, поскольку продукт реализуется по картельным цепочкам», -- говорит г-н Милов. По его мнению, государство должно проводить комплексную политику -- в том числе стимулировать увеличение глубины переработки на НПЗ. А модернизировать свои заводы нефтяники будут, если изменятся требования к производимому топливу. При этом, полагает эксперт, необходимо отказаться от политики, когда акциз на качественный высокооктановый бензин выше, чем на дешевый. «Если власти ищут один ключ для решения проблемы цен, его нет. А у чиновников пока не сложилось комплексной картинки. Они обсуждают отдельные меры, а не их комплекс», -- полагает Владимир Милов.
В Минпромэнерго обещают изучить инициативы Счетной палаты. «Различные предложения регулярно появляются, и мы всегда их проверяем», -- говорит представитель ведомства. Однако в неформальных беседах чиновники также подчеркивают, что проблему надо решать комплексно, хотя у них пока и нет готового рецепта. «Безусловно, искать реальные рыночные механизмы надо. Причем создание резерва скорее всего к ним не относится, -- отмечает один из сотрудников ведомства. -- Ясно, что легко такие проблемы не решаются, поскольку в процессе задействовано слишком много сторон, которые должны найти способы взаимодействия друг с другом».