Только личное участие и сила убеждения спикера Совета Федерации Сергея Миронова позволили в среду верхней палате парламента принять поправки к закону о правительстве. Поправки, напомним, позволяют госслужащим становиться членами партий. С первой попытки набрать необходимое количество голосов "за" не удалось.
В среду члены Совета Федерации не смогли с первого раза принять поправки к закону "О правительстве РФ", наделяющие министров правом занимать высокие посты в общественных объединениях, в том числе и в политических партиях. Напомним, что Госдума приняла этот законопроект в окончательном, третьем чтении 13 октября при полной поддержке представителей правительства и "Единой России".
На заседании Совета Федерации поначалу все шло по накатанному пути. Председатель комитета по конституционному законодательству Юрий Шарандин убеждал коллег принять законопроект. С ним никто и не спорил. Но когда сенаторы приступили к голосованию, атмосфера всеобщего благодушия была подпорчена. Нажали на кнопки лишь 133 сенатора при требуемых для принятия конституционного законопроекта 134 голосах.
Фамилий прогулявших сенаторов теперь уже не узнать. Регламент допускает так называемую поименную процедуру подсчета голосов, когда они учитываются с указанием фамилий сенаторов. Но чтобы задействовать поименную систему, верхняя палата должна принять специальное решение. В среду же члены Совета Федерации нажимали на кнопки в обычном порядке, когда фиксируется лишь конечное количество голосов, выступивших "за", "против" или воздержавшихся от решения.
Спикер палаты Сергей Миронов, увидев результаты голосования на табло, призвал своих коллег прийти в зал заседаний и исполнить свой долг. Буквально через несколько минут подоспело пополнение. В итоге Совет Федерации 140 голосами наконец одобрил поправки в закон о правительстве.
Как уже сообщала ГАЗЕТА, в июне члены Совета Федерации уже голосовали дважды за законопроект "О референдуме". Тогда сенаторам тоже не хватило одного голоса до кворума, несмотря на то что руководство верхней палаты специально отозвало с сессии ПАСЕ двух своих представителей.
По регламенту члены верхней палаты обязаны участвовать в каждом заседании. Основанием для неявки служит только уважительная причина, например болезнь или командировка. Сенаторы предупреждают руководителя своего комитета, а руководитель о предстоящей явке членов своего комитета информирует спикера за день до заседания. Мало того, накануне голосования аппарат верхней палаты специально разослал письма всем сенаторам с просьбой принять участие в голосовании. Многие сенаторы "работают", лишь изредка выходя из курилки, расположенной прямо у двери зала заседаний, чтобы нажать на кнопку голосования. Как видно, вовремя вернуться успевают не все.
Среди сенаторов нет отъявленных прогульщиков, просто случилась накладка, считает глава комиссии верхней палаты по регламенту и организации парламентской деятельности Николай Тулаев. "Я предупреждал Миронова, что с голосованием надо повременить несколько минут: в зале недостаточно народу. Но он, наверное, меня не услышал и объявил процедуру голосования слишком рано. Я сам видел, как многие сенаторы бежали к своим местам буквально через несколько секунд после окончания голосования", - рассказал ГАЗЕТЕ Николай Тулаев.
Пока никаких санкций за прогулы для сенаторов не предусмотрено. Но они могут появиться уже к новому году. Как рассказал Тулаев, в Госдуме готовятся поправки к законам о верхней палате и о статусе ее членов, по которым "при нарушении этических норм" верхняя палата может рекомендовать региональным властям отозвать своего представителя. "Этические нормы" сенаторы определят для себя сами и запишут их в регламент палаты. "Вполне возможно, что полноценное участие сенатора в работе Совета Федерации тоже получит свое закрепление в регламенте как этическая норма. Госдума рассмотрит законопроект в ноябре. Если депутаты его одобрят, думаю, уже в декабре одобрит и Совет Федерации", - считает Николай Тулаев.
Газета ,
29.10.2004