Лениградская Правда
3 DECEMBER 2024, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Заканчивается ли демократия
29.10.2004 00:01
Прошло полтора месяца с момента выдвижения российским президентом предложений по реформированию политической системы. Сегодня эти преобразования вступают в решающую фазу -- необходимо надлежащее законодательное оформление инициатив президента, и очевидно, что пик процесса придется на ноябрь-декабрь.

Общество в лице народных избранников должно будет вынести окончательный вердикт, задав вектор развития страны и политического сообщества. В этой связи интересно обратиться к социологическим данным и посмотреть, как трансформировалось за это время отношение населения к трем ключевым вопросам, озвученным Владимиром Путиным в его выступлении на расширенном заседании правительства 13 сентября.

Во-первых, налицо рост поддержки новой концепции формирования губернаторского корпуса в России. Число сторонников этой идеи на сегодня составляет 45% (еще месяц назад -- 38%). Противников чуть меньше (41%), хотя месяц назад они превалировали, что отмечалось всеми ведущими социологическими центрами. С чем связано такое изменение в общественных настроениях?

Анализ данных по социальным группам показывает, что «перетекание» произошло прежде всего за счет крайних полюсов, ведь затруднившихся с ответом осталось ровно столько же. Число тех, кто был полностью не согласен с новым порядком избрания губернаторов, уменьшилось на 5%. На столько же возросло количество россиян, которые «полностью согласны». Примечательно, что речь идет главным образом о людях с высшим образованием и высокими доходами. Налицо результат эффективной информационной работы, проведенной властью -- предельно откровенное разъяснение процедур утверждения глав регионов, положительная реакция самих «подопечных» и значительной части политической элиты, грамотное сопоставление с аналогичным зарубежным опытом. Наконец успокоение масс, поверивших в постепенность процесса и доверяющих своему президенту, который, подобно маленькому принцу из сказки Сент-Экзюпери, отныне несет фактически персональную ответственность за тех, кого он «приручит», т.е. предложит в качестве своих представителей на местах.

Во-вторых, увеличилось число сторонников пропорциональной избирательной системы. 52% в целом скептично относятся к существующей системе и полагают, что она не в состоянии отразить волю народа. Сегодня за выборы в Думу по партийным спискам выступают 29%, а 39% не поддерживают эту идею. По сравнению с маем число сторонников «партийных выборов» выросло вдвое -- только за последний месяц на 11%. Здесь главным «двигателем прогресса» стали те, кто еще вчера не определился, -- число затруднившихся ответить последовательно снижается. Это серьезный результат, который подтверждается и эмпирически -- заметно повысился интерес общества и СМИ к выборам в региональные собрания, к межпартийной борьбе. И хотя более половины россиян не одобряют политические партии как институт в их нынешнем состоянии, хотели бы повышения результативности их работы, рейтинги конкретных партий стабилизировались, хотя прежде имели тенденцию к понижению.

В-третьих, неизменно положительным остается отношение россиян к идее создания Общественной палаты. Причем у населения складывается и более четкое представление о том, какими функциями должен быть наделен этот орган. Около трети полагают, что главная ее роль -- экспертиза и гражданские дебаты; еще треть видит в ней структуру контроля за действиями власти. При этом 37% россиян хотели бы, чтобы это был полностью независимый орган, а еще четверть поддерживает создание палаты при президенте, в котором видят гаранта прав и свобод граждан.

Отсюда у россиян возникают и предположения о вероятном составе этого народного «вече» -- молодежные, женские, ветеранские организации; правозащитники; профсоюзы и ассоциации работодателей, т.е. все те, кто может отстоять прежде всего насущные, социально-экономические интересы населения, дать экспертную оценку «жизненным» законопроектам. Показательно, что значительно меньшее число респондентов отметили необходимость включения в Общественную палату представителей экологических организаций (вероятно, в силу четко выраженного и узкого профиля их деятельности) и политических партий, не вошедших в Государственную думу (недоверие к неудачникам, убежденность в их оторванности от нужд большинства россиян и излишней политизации).

Таким образом, можно сделать несколько выводов. Эффективной оказалась стратегия диалога с обществом -- разъяснения ему сути предложенных нововведений, их последствий и целесообразности. Период неопределенности в обществе заканчивается, оно постепенно отходит от шока, вызванного зверскими террористическими актами, и консолидируется вокруг инициатив, предложенных властью.

Однако это не означает скатывания к авторитаризму и свертывания демократии, которые якобы традиционно присущи российскому народу. Напротив, в новых условиях, отойдя от тумана эмоций, люди высказываются в поддержку реальных демократических завоеваний. В частности, подавляющее большинство россиян (55%) выступают против назначения мэров и глав районных администраций, т.е. фактически в защиту местного самоуправления от некоторых «горячих голов», предлагающих продлевать вертикаль власти до самых низов. Весьма популярны среди россиян идеи общественного контроля над деятельностью государственных органов, прежде всего силовых министерств. В сознании граждан четко разделены конкретные меры по борьбе с терроризмом, которые могут быть эффективны в противостоянии этому злу (превентивные удары по базам террористов, смертная казнь, повышение координации деятельности правоохранительных органов, регулирование миграции и т.п.), и любые ограничения прав и свобод, которые никакого отношения к укреплению единства страны и преодолению террористической угрозы не имеют. Население категорически не поддерживает даже гипотетическое введение цензуры, запреты на забастовки и акции протеста или полную отмену всех выборов.

Часто можно услышать, что истинная приверженность демократическим ценностям заключается в стремлении их защищать. Действительно, российский народ достаточно пассивен -- подавляющее большинство россиян не участвуют в общественной деятельности, две трети не намерены принимать участие в митингах и иных массовых акциях протеста и т.п. Все это связано с дискредитацией политических институтов в советские времена и на раннем этапе демократизации в России. Сказывается и ограниченность межличностного доверия в обществе, «атомизация», которая в конечном итоге препятствует его консолидации. Еще одна причина -- желание населения получить реальный и максимальный эффект от такого рода коллективных действий, который отнюдь не всегда очевиден. Однако на индивидуальном уровне люди гораздо более активны и готовы сделать все, что в их силах, касается ли это борьбы с терроризмом (индивидуальные меры более популярны, чем коллективные) или благоустройства собственного подъезда (без подключения органов местного самоуправления).

В конечном итоге народ оказывается мудрее живущих в виртуальном мире политтехнологов и четко осознает тот предел, где заканчивается демократия и начинается неоправданная сверхцентрализация власти. Очевидно, что России, по мнению ее населения, до этого предела еще далеко.
Время новостей , 29.10.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru