Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Кабинет инвесторов
12.10.2004 00:01
Министр экономического развития и торговли Герман Греф пытается убедить кабинет министров направить деньги из всероссийской заначки-- стабилизационного фонда-- на прямые инвестиции в конкретные крупные проекты. По словам г-на Грефа, «проедать эти деньги нельзя, это самое бездарное». Но не менее бездарно просто хранить их - хотя этих слов министр, беседовавший с группой журналистов в конце минувшей недели, и не произнес, из его рассуждений вытекала именно эта логика, которую сегодня разделяет не только бизнес, но и многие эксперты.

Министр полагает, что деньги, которые «подарила нам благоприятная нефтяная конъюнктура», должны быть потрачены на прямые инвестиции. В стабфонде, возникшем с начала этого года, накапливаются средства, которые государство получает от превышения мировой цены на нефть 20 долл. за баррель. Уже к концу этого года в фонде накопится более 500 млрд рублей, и все, что будет получено сверх этой суммы, уже можно тратить. Только вот на что?

Предложения по возможным направлениям использования средств Стабфонда должны быть представлены Минфином в правительство к 1 ноября. По проекту бюджета-2005, деньги из фонда направятся на выплаты по внешнему долгу (170 млрд руб.) и покрытие дефицита Пенсионного фонда, который, возможно, возникнет в результате снижения единого социального налога (80 млрд руб.). Причем сам глава финансового ведомства Алексей Кудрин выступает против финансирования проектов за счет стабфонда. В воскресенье его поддержал и вице-премьер Александр Жуков, назвав такие вложения «рискованными». Максимум, на что готов использовать эти средства г-н Кудрин, так это на расплату по внешним долгам, поскольку "если тратить деньги внутри страны, то можно разогнать инфляцию, а погашение долга такими последствиями не грозит". По этой логике выходит, что внутри страны никаких серьезных сумм лучше вообще не тратить. Однако угроза инфляции реально возникает лишь в том случае, если эти деньги просто "загнать" в повышение зарплат и пособий (то самое "проедать"). При инвестировании же в проекты угрозы такого масштаба, как известно, нет.

Есть, правда, другие угрозы - например, разворовывание или "закапывание" средств, как случилось с проектом высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Петербург (приснопамятная ВСМ). Или возникновение дефицита средств в казне при финансовом кризисе и обвальном падении цен на энергоносители. И все же ясно, что власти не знают, как поступить с внезапно привалившим богатством.

Ведь кроме стабфонда, который растет как на дрожжах и в 2005 году достигнет 20 млрд долла., у государства есть другие заначки. Резервы ЦБ уже в этом году перешагнут рубеж в 100 млрд долл. Но, видимо, мало: Минфин и правительство запланировали бюджет на будущий год с профицитом аж 10 млрд (если в долларах).

Нелишне вспомнить, что почти все "заначки" номинированы в долларах и вложены в низкодоходные казначейские бумаги западных стран. Средства выводятся из нашей экономики и вкладываются в западную. Что делать, если таких же надежных бумаг у нас самих нет, а рисковать не хочется? Но это значит, что деньги, сопоставимые с размерами федерального бюджета, еще и "усыхают" (учитывая уровень нашей внутренней инфляции) на 7-10% в год.

Резервы Центробанка, конечно, являются священной коровой, и тянуть ее, мягко говоря, за "вымя" опасно - нашим левым государственным патриотам только создай прецедент. Но существует ли хоть какая-то "цена отсечения" - уровень в те же 100 млрд, - после которой ЦБ действительно мог бы перенаправить потоки, а не мучиться ежемесячно над тем, в каком еще кошельке прятать это немерено растущее богатство? И до какого года (до 2008-го, видимо?) будет продолжена практика профицитных бюджетов, хотя официально уже признано, что профицит - вредная роскошь, неоправданное изъятие средств из экономики, и вполне достаточно, чтобы бюджет был просто сбалансирован по доходам и расходам. Даже если страховаться на случай, если регионы не справятся с обязательствами, переброшенными на них в ходе социальной реформы, то этих денег хватит с лихвой, и еще останется на переоснащение всей российской милиции исключительно черными "Ленд-Круизерами" и белыми "Мерседесами".

Понятно, что когда денег нет, то на вопрос, откуда их взять, все молчат, а когда их вдруг много, то все прибегают с советами, как лучше потратить. Однако факт налицо: государство упорно стягивает все средства в казну и потом оказывается в тупике - боится и инфляции, и новых обязательств, и новых кризисов, и того, что само не умеет тратить. Ни одного крупного инвестиционного проекта за последние годы, в том числе даже от лица госкомпаний, в России не реализовано. Но когда еще приступать к таким проектам, особенно инфраструктурным, как не в годы высокой конъюнктуры.

Достаточно один раз проехать по убогой автодороге из Москвы в Петербург, чтобы понять, что ее надо радикально модернизировать либо строить новую не только потому, что она ведет в родной город нашего президента. Правительство уже несколько лет размышляет над новыми экспортными нефтепроводами, но до конца не доведено даже ни одного ТЭО. Наши аэропорты, за исключением одного-двух, под стать питерской дороге. Много лет говорят о промышленном лизинге, об истребителе "пятого поколения", о субсидировании "длинных" кредитов, последние годы - об ипотеке, но те же госгарантии под жилищную ипотеку выдают примерно так же, как в долг - бедным родственникам.

Известно, что часть этих проектов разделяет и Герман Греф, а часть, возможно, и нет. Однако подобные идеи не просто "бродят" по экспертному и бизнес-сообществу, а давно одолевают их. Если государство так усердно аккумулирует средства и при этом не слишком теперь доверяет частным предпринимателям, то пусть оно хоть возьмет инициативу на себя. Пусть оно, как правило, менее эффективно, но такова, видимо, сегодня политическая конъюнктура. И пусть оно тогда как умеет, но начнет реально использовать конъюнктуру экономическую.

Эксперты по-разному оценивают идеи Германа Грефа в отношении Стабилизационного фонда. Аналитик инвестиционной компании «Тройка-диалог» Антон Струченевский считает более правильной политику Минфина. Он заявил газете «Время новостей», что эти деньги надо тратить, прежде всего, на выплату внешнего долга, а в следующем году, если понадобится, и на латание дыр Пенсионного фонда. На иные цели средства Стабфонда тратить не следует, поскольку суммы в 500 млрд рублей все же маловато для «подушки безопасности». Как говорит г-н Струченевский, необходимо, чтобы средств хватило для балансировки бюджета при цене 10-15 долларов за баррель нефть в течение двух-трех лет. На его взгляд, в Стабфонде хорошо бы аккумулировать сумму примерно в 1 трлн рублей.

Напротив, аналитик финансовой корпорации «Уралсиб» Владимир Тихомиров полностью солидарен с Грефом. «Минфин говорит, что тратить деньги стабфонда нельзя, поскольку это - антиинфляционная мера. Однако, на мой взгляд, гораздо важнее стимулировать структурные изменения в экономике». По убеждению аналитика, нельзя не использовать для этого нынешнюю благоприятную ситуацию. «Их все равно придется проводить, но цена этих изменений через несколько лет может быть гораздо выше», - говорит г-н Тихомиров.

Но важен выбор проектов. На взгляд аналитика, деньги надо направлять, например, в сферу транспорта, а также высоких технологий, чтобы не начинать с нуля и «не пытаться конкурировать с китайским ширпотребом». Он считает, что объем Стабфонда в 500 млрд рублей достаточен, напоминая, что правительство, определяясь с этой суммой, исходило из необходимости финансирования расходов бюджета в течение полутора лет при цене нефти 15 долларов за баррель. Во-первых, опыт показывает, что более длительные периоды низкая цена не держится, а во-вторых, сегодня гораздо плотнее, чем когда-либо ранее, осуществляется координация стран-экспортеров нефти. «Никому из экспортеров невыгодно такое снижение цены, поэтому они очень быстро, в течение нескольких месяцев предпримут согласованные действия с целью ее повышения», - говорит Владимир Тихомиров.

Кроме того, говорит эксперт, существуют резервы Центробанка, а также возможность внешних заимствований, которые также можно задействовать при неблагоприятной ситуации.
Время новостей , 12.10.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru