Власть признала неизбежность продажи за долги главного добывающего актива ЮКОСа - «Юганскнефтегаза». Как заявил глава Минфина Алексей Кудрин в интервью газете The Financial Times, "государство сделает все возможное, чтобы обеспечить проведение сделки в соответствии с законом, а также абсолютно прозрачно и в соответствии с рыночными принципами". Впрочем, российские законы, если понимать их буквально, далеко не всегда совместимы с рыночными принципами. Так, по словам представителей Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество), закон позволяет продать «Юганскнефтегаз» на закрытом аукционе с ограниченным кругом участников или напрямую - тому, кто первый подаст заявку. Наиболее вероятными претендентами на покупку "Юганскнефтегаза" эксперты считают "Сургутнефтегаз", "Газпром" и "Роснефть"
Представители власти впервые заявили, как именно ЮКОС должен расплатиться за долги перед бюджетом. За 2000-2001 годы общая сумма налоговых претензий превышает 7 млрд. долларов. В понедельник глава российского Минфина Алексей Кудрин в интервью The Financial Times дал понять, что продажа активов ЮКОСа на аукционе является возможным способом разрешения конфликта компании с властями. Кудрин не назвал, какие именно активы интересуют государство, однако, судя по тому, что инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Wasserstein по заданию российского Минюста сейчас завершает предпродажную оценку основного актива ЮКОСа - «Юганскнефтегаза», речь идет именно о нем.
По словам Кудрина, «государство сделает все возможное, чтобы обеспечить проведение сделки в соответствии с законом, а также абсолютно прозрачно и в соответствии с рыночными принципами». Аналитики считают, что с имиджевой точки зрения для государства это наиболее правильный вариант.
Если уж продавать «Юганскнефтегаз», то по рыночной цене (его запасы оцениваются в 30,4 млрд. долларов, а стоимость самого предприятия - в 15-20 млрд. долларов) и на открытом аукционе, что сделает финансовый критерий главным. Правда, российские чиновники признавали, что в этом случае претендовать на покупку «Юганскнефтегаза» смогут лишь западные компании, поскольку ни у одной российской компании таких денег сейчас нет. А в продаже иностранцам столь крупного актива (в прошлом году «Юганскнефтегаз» добыл 49,7 млн. тонн нефти - 62% добычи всего ЮКОСа) государство не заинтересовано.
Эта проблема может быть решена в ближайшие две недели. Как уже сообщала ГАЗЕТА, за это время Минприроды может принять решение о приостановке, а затем и отзыве лицензий на право добычи нефти у «Юганскнефтегаза». В результате, по оценкам аналитика ИК «Брокеркредитсервис» Максима Шеина, цена «Юганскнефтегаза» может снизиться до 1,2-1,5 млрд. долларов - столько сейчас стоит инфраструктура предприятия. Такие деньги в состоянии привлечь не только частные, но и государственные российские компании. Наиболее вероятными претендентами на покупку компании аналитики считают "Сургутнефтегаз", "Газпром" и "Роснефть". Причина возможного отзыва лицензий - текущая налоговая задолженность «Юганскнефтегаза» за пользование недрами, которая сейчас равна примерно 100 млн. долларов (3,5 млрд. рублей). С законностью такого решения не спорят даже в ЮКОСе, ведь обязанность регулярно платить налоги предусмотрена в лицензионном соглашении. Правда, выплачивать эти налоги ни ЮКОС, ни его «дочки» сейчас не могут, поскольку по требованию Генпрокуратуры с 1 сентября на их счета был наложен арест.
Таким образом, получается, что «Юганскнефтегаз» стоимостью 15-20 млрд. долларов из-за долгов предприятия в 100 млн. долларов на аукционе может быть продан за 1,2 млрд. долларов. При этом источник ГАЗЕТЫ, знакомый с ситуацией, считает, что события, скорее всего, будут развиваться по следующему сценарию. Новый собственник "Юганскнефтегаза" заплатит долги предприятия, после чего вернет через суд отозванные лицензии. С юридической точки зрения такой вариант продажи будет абсолютно законен, но с точки зрения рыночных принципов оставит много вопросов.
Условия проведения аукциона по продаже «Юганскнефтегаза», предусмотренные законом, также оставляют возможности нерыночного подхода. Как пояснили ГАЗЕТЕ в Росимуществе, правила продажи арестованных за долги активов разрабатывает Минюст. "Они должны нам прислать документы, в которых будут определены сроки и форма продажи актива", - пояснили в агентстве. Пока Минюст документов не присылал, и в ближайшее время этого не ожидается, заявили в Росимуществе. Что же до формы продажи, то их всего две - договор комиссии или аукцион (открытый или закрытый). Договор комиссии предполагает, что есть проблемный актив и его продают первому заявившемуся покупателю. В Росимуществе не исключили, что для продажи «Юганскнефтегаза» Минюстом может быть предложена и такая форма.
В чем государство действительно не заинтересовано, так это в банкротстве ЮКОСа. Размер долга - это главное, что позволяет установить контроль над компанией в ходе банкротства, а здесь у государства пока не очень сильные позиции. Дело в том, что доказанные в суде долги ЮКОСа перед бюджетом составляют всего 3,4 млрд. долларов, из которых компания уже выплатила 1,7 млрд. долларов. Долги ЮКОСа за 2001 год налоговики намерены взыскать с ЮКОСа во внесудебном порядке, однако компания может оспорить это решение, а это займет не меньше двух месяцев. При этом структуры, близкие к акционерам ЮКОСа, по мнению аналитиков, контролируют 2,6 млрд. долга компании, а это пока оставляет им шанс взять процедуру банкротства под свой контроль. Не случайно в интервью The Financial Times Алексей Кудрин назвал «мифом» утверждение, что ЮКОС будет принужден к банкротству из-за того, что в компании называют "политической местью".
Газета ,
14.09.2004