|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Минфину очень хочется проконтролировать Сбербанк
28.07.2004 00:01
Оказывается, в государственном Сбербанке в совете директоров нет ни одного представителя государства. Такое «сенсационное» сообщение сделал вчера на заседании круглого стола «Практика работы советов директоров» директор Департамента по финансовой политике Минфина РФ Алексей Саватюгин. «Такая ситуация недопустима, поскольку Сбербанк выполняет важные социальные функции», – заявил он. Представитель Минфина напомнил, что, например, в следующем году Сбербанку предстоит выплатить около 1 млрд. долл. по вкладам, сделанным до 1991 года. «Это очень хочется проконтролировать», – сказал Алексей Саватюгин. Однако Сбербанк не единственная подобная организация с госучастием, в которой нет госдиректоров. По словам главы департамента, в таких компаниях, как Внешэкономбанк и Объединенная депозитарная компания, которые работают с пенсионными деньгами, также «либо нет совета директоров, либо в них нет представителей государства. Но от этих предприятий зависит судьба 30 миллионов человек», – подчеркнул он. Развивая тему представительства государства в управляющих органах компаний, Алексей Саватюгин неожиданно заявил о целесообразности вхождения независимых представителей государства в советы директоров частных компаний. «Представители государства должны получить возможность входить в состав советов директоров компаний в качестве независимых директоров», – заявил он. По его словам, в соответствии с действующим сегодня Кодексом корпоративного управления представители государства не могут быть независимыми директорами. «Но представители государства могут быть более независимыми, так как за ними стоят силы более могущественные, чем силы, которые стоят за корпорациями», – сказал Саватюгин. Представитель Минфина упомянул также и о государственных предприятиях, заявив, что и им не помешали бы независимые представители, но опять же от государства. Аналитики неоднозначно восприняли предложения чиновника Минфина. «Независимые директора, как правило, избираются либо от миноритариев, либо по приглашению менеджмента компаний, – разъяснил ситуацию аналитик ИК «Атон» Алексей Воробьев. – Независимые директора принимают решения либо исходя из интересов миноритарных акционеров, либо исходя из своих собственных. Поэтому не совсем понятно, каким образом представители государства в государственной же компании смогут стать независимыми. Иное дело, если представители государства будут входит в роли независимых директоров в совет директоров частных компаний. Но тут встает вопрос о том, каким образом они будут туда проходить? На основании каких акций? Чьих голосов? Я думаю, что не каждая частная компания захочет видеть у себя представителей государства», – считает Алексей Воробьев. «В этой инициативе есть смешение двух понятий: «нечиновник» и «независимый директор», – считает директор по аналитике и информации инвестиционной группы «РЕГИОН» Анатолий Ходоровский. – Согласно принятой международной практике, независимым директором не может быть представитель государства. Но то, чтобы интересы государства в акционерных обществах представляли не только чиновники, – вполне разумно. Представитель государства не может по определению быть независимым от него, но то, что интересы государства может отстаивать не только чиновник, – это факт. Для этого нужна лишь политическая воля, законно оформленное решение соответствующего органа и доверенность с определением полномочий». Директор департамента Минэкономразвития Анна Попова заявила, что ее ведомство, напротив, «стоит на позиции добровольности внедрения тех или иных принципов корпоративного управления». «Принципы корпоративного управления должны внедряться без государственного нажима, без формализма. Необходимо обращать внимание не на внешние признаки, а на внутренние изменения», – заключила Попова.
НГ ,
28.07.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |