Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Чубайс застрял на «перекрестке»
27.07.2004 00:01

Естественные монополии хотят, чтобы население платило за тепло и электроэнергию самостоятельно: без этого рынку не бывать. Государство же, как показало совещание в Федеральной службе по тарифам в понедельник, решило потянуть время

В понедельник Федеральная служба по тарифам (ФСТ) обсуждала с главами региональных энергетических комиссий предельные тарифы на электро- и теплоэнергию на 2005–2006 годы. Окончательное решение повысить тарифы будет принято в середине августа, но уже сегодня понятно, что цены на энергию будут расти.
Даже по самым оптимистическим прогнозам, темп роста тарифов будет опережать инфляцию еще четыре года.

Согласно закону «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, включая тарифы для населения, ежегодно устанавливаются правительством. Предельные федеральные тарифы на услуги естественных монополий правительство утвердило этой весной: в 2005 году предельный рост тарифа на газ не должен превысить 20%, на электроэнергию – 9,5%, на железнодорожные перевозки – 6–8,5%. Теперь предстоит обозначить тариф для каждого региона. В настоящее время ФСТ и Министерство экономического развития и торговли провели консультации по этому вопросу с 50 регионами России.

Заместители председателей правлений РАО ЕЭС Яков Уринсон и ОАО «Газпром» Александр Рязанов заявили – платить придется больше.

Оба напирали на то, что скорейшим образом необходимо ликвидировать перекрестное субсидирование: Рязанов говорил о межтопливном перекрестном субсидировании, Уринсон о перекрестном субсидировании, при котором за электричество для населения фактически расплачиваются предприятия, но вывод получался один – без повышения тарифов рынка не видать.

Зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов заявил, что цены на газ сегодня «абсолютно экономически необоснованно низкие», и в этом кроется причина отсутствия межтопливной конкуренции. Выход – «реально поднять цены».

Населения это коснется вплотную. По расчетам ФСТ, для снижения относительной величины перекрестного субсидирования между ценами для промышленных потребителей и населения в среднем на 3%, а также снижения перекрестного субсидирования в тарифах газораспределительных организаций необходимо повышение оптовой цены на сжиженный газ в диапазоне от 26,5 до 46,4%. Это приведет к повышению розничной цены на сжиженный газ для бытовых нужд с учетом прочих влияющих факторов в среднем на 14–20%. Относительно 2005 года ситуация ясна уже сейчас – розничная цена на газ для населения в среднем вырастет на 23,5%.
Яков Уринсон заявил, что перекрестное субсидирование энерготарифов между промышленными потребителями и населением сегодня составляет 68 млрд рублей (по расчетам ФСТ, 60–65 млрд рублей).

Действующая регулируемая оптовая цена на сжиженный газ (1350 рублей за тонну без НДС) ниже ее рыночного уровня в летний период в 2,5 раза, в зимний – до 3,7 раза. При индексации оптовой цены на сжиженный газ в предлагаемых ФСТ размерах потребуются дополнительные расходы в объеме около 350 млн рублей из бюджетов всех уровней. Расходы потребуются для осуществления выплат дотаций малоимущим категориям.

Для решения этой проблемы РАО предлагает вывести на ФОРЭМ все генерирующие компании и создать простую понятную схему субсидирования тарифов для населения за счет крупнейших промышленных потребителей. «Надо собрать деньги с крупных потребителей дифференцированно по регионам и зачесть их для субсидируемых регионов», – пояснил он. Если сейчас промышленный потребитель субсидирует население в неявной форме, то с принятием этой схемы средства превратятся в прямые легальные субсидии. Эта схема, отметил Уринсон, приемлема для переходного периода. То есть потом гражданам все же придется платить за все самим.

Но в ФСТ речи об этом пока не заводят. Да, соглашается руководитель ФСТ Сергей Новиков, с целью повышения эффективности энергетической отрасли РФ в большинстве регионов планируется постепенно повышать тарифы на электроэнергию для населения до уровня среднеотпускных. Но торопиться с этим явно не собираются.

По расчетам ФСТ, объем перекрестного субсидирования, эти 60–65 млрд рублей, «цифра большая, с другой стороны, она не убийственная и позволяет с ней работать».

Решать же проблему следует поэтапно. Прежде всего необходимо легализовать перекрестное субсидирование: каждый промышленный потребитель должен знать, в каком объеме и кто получает за его счет льготные тарифы. Вторым этапом станет доведение тарифов до уровня экономически обоснованных. И только потом можно будет постепенно ликвидировать перекрестное субсидирование.

Первые два подготовительных этапа, по оценке Новикова, займут не менее двух-четырех лет.
А о сроке, когда перекрестное субсидирование будет ликвидировано полностью, руководитель ФСТ вообще ничего не сказал. Он только отметил, что это должно проводиться по мере роста доходов населения.

Так что на скорую ликвидацию «перекрестков» надеяться не приходится.

Для реформы РАО ЕЭС это едва ли хорошая новость. Эксперт Института финансовых исследований Олег Ордин считает, что перекрестное субсидирование в значительной степени может считаться тормозом на пути реформ электроэнергетики: «Если мы вводим конкурентный рынок, то никаких искажений и перераспределений нагрузки быть не может. Правила игры должны быть для всех одинаковы».

Это понимают и в самом РАО. Недавно Анатолий Чубайс заявил, что выведение «всей системы перекрестного субсидирования из тени» – первый и главный шаг к ликвидации этого механизма.
В противном случае процесс горизонтального разделения региональных энергосистем по видам бизнеса, в чем, собственно, и заключается реформа, может быть поставлен под сомнение.

«Газпрому» тоже особо рассчитывать не на что. Руководство компании хотело бы повысить тарифы в 2006 году на 22%, в 2007-м – на 20%. Тем не менее, по планам Минэкономразвития, предельное повышение тарифов на 2006 год заложено в рамках 11%, на 2007-й – 8%.

Газета.Ру , 27.07.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru