|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Чубайс застрял на «перекрестке»
27.07.2004 00:01
Естественные монополии хотят, чтобы население платило за тепло и электроэнергию самостоятельно: без этого рынку не бывать. Государство же, как показало совещание в Федеральной службе по тарифам в понедельник, решило потянуть времяВ понедельник Федеральная служба по тарифам (ФСТ) обсуждала с главами региональных энергетических комиссий предельные тарифы на электро- и теплоэнергию на 2005–2006 годы. Окончательное решение повысить тарифы будет принято в середине августа, но уже сегодня понятно, что цены на энергию будут расти. Согласно закону «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, включая тарифы для населения, ежегодно устанавливаются правительством. Предельные федеральные тарифы на услуги естественных монополий правительство утвердило этой весной: в 2005 году предельный рост тарифа на газ не должен превысить 20%, на электроэнергию – 9,5%, на железнодорожные перевозки – 6–8,5%. Теперь предстоит обозначить тариф для каждого региона. В настоящее время ФСТ и Министерство экономического развития и торговли провели консультации по этому вопросу с 50 регионами России. Заместители председателей правлений РАО ЕЭС Яков Уринсон и ОАО «Газпром» Александр Рязанов заявили – платить придется больше. Оба напирали на то, что скорейшим образом необходимо ликвидировать перекрестное субсидирование: Рязанов говорил о межтопливном перекрестном субсидировании, Уринсон о перекрестном субсидировании, при котором за электричество для населения фактически расплачиваются предприятия, но вывод получался один – без повышения тарифов рынка не видать. Зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов заявил, что цены на газ сегодня «абсолютно экономически необоснованно низкие», и в этом кроется причина отсутствия межтопливной конкуренции. Выход – «реально поднять цены». Населения это коснется вплотную. По расчетам ФСТ, для снижения относительной величины перекрестного субсидирования между ценами для промышленных потребителей и населения в среднем на 3%, а также снижения перекрестного субсидирования в тарифах газораспределительных организаций необходимо повышение оптовой цены на сжиженный газ в диапазоне от 26,5 до 46,4%. Это приведет к повышению розничной цены на сжиженный газ для бытовых нужд с учетом прочих влияющих факторов в среднем на 14–20%. Относительно 2005 года ситуация ясна уже сейчас – розничная цена на газ для населения в среднем вырастет на 23,5%. Действующая регулируемая оптовая цена на сжиженный газ (1350 рублей за тонну без НДС) ниже ее рыночного уровня в летний период в 2,5 раза, в зимний – до 3,7 раза. При индексации оптовой цены на сжиженный газ в предлагаемых ФСТ размерах потребуются дополнительные расходы в объеме около 350 млн рублей из бюджетов всех уровней. Расходы потребуются для осуществления выплат дотаций малоимущим категориям. Для решения этой проблемы РАО предлагает вывести на ФОРЭМ все генерирующие компании и создать простую понятную схему субсидирования тарифов для населения за счет крупнейших промышленных потребителей. «Надо собрать деньги с крупных потребителей дифференцированно по регионам и зачесть их для субсидируемых регионов», – пояснил он. Если сейчас промышленный потребитель субсидирует население в неявной форме, то с принятием этой схемы средства превратятся в прямые легальные субсидии. Эта схема, отметил Уринсон, приемлема для переходного периода. То есть потом гражданам все же придется платить за все самим. Но в ФСТ речи об этом пока не заводят. Да, соглашается руководитель ФСТ Сергей Новиков, с целью повышения эффективности энергетической отрасли РФ в большинстве регионов планируется постепенно повышать тарифы на электроэнергию для населения до уровня среднеотпускных. Но торопиться с этим явно не собираются. По расчетам ФСТ, объем перекрестного субсидирования, эти 60–65 млрд рублей, «цифра большая, с другой стороны, она не убийственная и позволяет с ней работать». Решать же проблему следует поэтапно. Прежде всего необходимо легализовать перекрестное субсидирование: каждый промышленный потребитель должен знать, в каком объеме и кто получает за его счет льготные тарифы. Вторым этапом станет доведение тарифов до уровня экономически обоснованных. И только потом можно будет постепенно ликвидировать перекрестное субсидирование. Первые два подготовительных этапа, по оценке Новикова, займут не менее двух-четырех лет. Так что на скорую ликвидацию «перекрестков» надеяться не приходится. Для реформы РАО ЕЭС это едва ли хорошая новость. Эксперт Института финансовых исследований Олег Ордин считает, что перекрестное субсидирование в значительной степени может считаться тормозом на пути реформ электроэнергетики: «Если мы вводим конкурентный рынок, то никаких искажений и перераспределений нагрузки быть не может. Правила игры должны быть для всех одинаковы». Это понимают и в самом РАО. Недавно Анатолий Чубайс заявил, что выведение «всей системы перекрестного субсидирования из тени» – первый и главный шаг к ликвидации этого механизма. «Газпрому» тоже особо рассчитывать не на что. Руководство компании хотело бы повысить тарифы в 2006 году на 22%, в 2007-м – на 20%. Тем не менее, по планам Минэкономразвития, предельное повышение тарифов на 2006 год заложено в рамках 11%, на 2007-й – 8%.
Газета.Ру ,
27.07.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |