|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Сергей Иванов убрал Квашнина только на бумаге
21.06.2004 00:01
В конце этой недели истекает двухнедельный срок, в течение которого Совет Федерации должен принять или отклонить принятые еще 11 июня Государственной Думой в третьем окончательном чтении поправки к Закону «Об обороне», которые значительно снижают руководящую роль Генерального штаба в жизнедеятельности Вооруженных сил. Согласно им Генштаб будет заниматься только разработкой военных планов и тренировкой войск по их выполнению, руководить же армией будут исключительно два человека: министр обороны и – через него – Верховный главнокомандующий. В частности, источник «НГ» в самом Генштабе заявил, что, по его мнению, «Анатолий Васильевич Квашнин не тот человек, кто может просто так вот проглотить принятое Госдумой решение о почти полном низведении роли Генерального штаба в руководстве Вооруженными силами страны». Тем более что, по мнению экспертов «НГ», после утверждения закона президентом генерал армии Анатолий Квашнин автоматически лишится должности первого заместителя министра обороны. Реакция Квашнина последовала. Он пошел в решительную аппаратную атаку. В конце минувшей недели начальник Генерального штаба выступил на заседании правительства по обсуждению объемов финансирования национальной обороны и безопасности в проектировках федерального бюджета на 2005 г. Там он довольно резко заявил, что анализ представленных Минфином материалов «не дает оснований предполагать, что существуют возможности наращивать усилия по обеспечению национальной обороны и выводу Вооруженных сил из кризиса». При этом Квашнин попросил правительство не просто «уточнить представленные параметры», но и «доработать» их, обратив при этом внимание на финансирование государственных программ вооружений, объемов индексации материальных затрат и обеспечение прозрачной замены льгот военнослужащим на денежные компенсации. Более того, в ходе своего выступления Квашнин, по сути, потребовал (!) убрать прямую трансляцию своего выступления для прессы, поскольку ему бы не хотелось обсуждать ряд вопросов открыто для журналистов. И премьер Михаил Фрадков принял его условия. Эксперты сразу обратили внимание на то, что по животрепещущим для армии проблемам на таком высоком уровне выступал не министр обороны Сергей Иванов, а именно начальник Генштаба. Директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин полагает, что, согласно новым подходам, «не генералы должны отвечать за ход той же военной реформы в стране, а именно политическое руководство». Происшедшее в правительстве особенно примечательно на фоне начавшегося процесса по «упразднению» роли Генштаба в руководстве Вооруженными силами. Впрочем, как сказал «НГ» заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, «это неудивительно: весьма слабая компетентность Сергея Иванова в военных вопросах, несмотря на то что он руководит Министерством обороны уже три с половиной года, сомнений не вызывает». Таким образом, полагают эксперты, Квашнин дал понять, что какие бы решения на каком бы уровне ни принимались, роль Генерального штаба в жизнедеятельности Российской армии останется непреходящей. Перед членами правительства он действительно как бы продемонстрировал свою компетентность и понимание обсуждаемых вопросов, оперировал многочисленными цифрами, в том числе и экономического свойства. «По крайней мере в течение нескольких ближайших лет так и будет, – сказал в своем комментарии «НГ» член Совета по внешней и оборонной политике полковник запаса Виталий Шлыков, который более 30 лет прослужил в Генштабе на различных должностях (еще в 2000 г. он написал книгу «Нужен ли России Генштаб?», вызвавшую большой резонанс в военных кругах). – Как известно, в военном ведомстве всем заправляет именно Генштаб, у министра обороны реальной власти нет, и технически «передача» ее от Генштаба Министерству обороны потребует много лет». Тем более что, как полагает эксперт, федеральные органы лишь «декларируют намерения, однако практически ситуация пока не развивается. Да и нельзя механически пересадить генштабистов в Минобороны и сказать им: делайте то, что и делали, только уже под командой министра обороны». Перетряска организационных структур высших эшелонов военной власти предстоит действительно серьезная. Возможно, персонал Минобороны, как и Пентагон, будет состоять из гражданских людей. Кстати говоря, гражданских специалистов, по мнению Шлыкова, надо будет специально готовить для работы в военном ведомстве, для чего, возможно, придется создавать специализированные учебные заведения, как то имеет место быть в тех же США. В среде военных сейчас много говорят о том, что «развал» Генштаба повлечет за собой и «развал» всей военной структуры страны, мол, Сергей Иванов выполняет «очередной заказ Запада по низведению на нет военной мощи России». «Такого в истории отечественной армии еще никогда не было», – сказал «НГ» источник в Генштабе. Последнее, однако, далеко не так. Виталий Шлыков сказал: «Даже Сталин, когда к нему пришел тогдашний начальник Генштаба Борис Шапошников и сказал, что у него маловато времени для руководства войсками, ответил, что он должен текущей работой заниматься не больше четырех часов в сутки, а остальное время – лежать на диване и думать о будущем армии».
НГ ,
21.06.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |