|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
От нашей палаты -- вашей палате
10.06.2004 00:01
Глава Счетной палаты России Сергей Степашин в среду выступил в Совете Федерации с отчетом о проделанной работе за 2003 год. Выяснилось, что стараниями Счетной палаты пополнен федеральный бюджет, закрыты все внутренние офшоры и заведено более двухсот уголовных дел. Сенаторы признали работу палаты удовлетворительной. На фоне участившихся слухов о шатающемся кресле под председателем Счетной палаты и неожиданно активных действий Государственной думы в области совершенствования процедуры назначения главы СП (его вскоре будет фактически назначать лично президент) обычный ежегодный доклад выглядел как событие с очевидным политическим подтекстом. Сергей Степашин сообщил сенаторам, что в прошлом году благодаря палате в государственную казну было возвращено 1,1 млрд руб. из 1,5 млрд, которые, как насчитала палата, были потрачены не по назначению. В эту сумму, в частности, входят средства по непогашенным налоговым задолженностям и кредитам. «Этот показатель является лучшим за последние десять лет. Могу сказать, что возвращение бюджетных средств, которые используются нецелевым способом, доведено усилиями Счетной палаты во взаимодействии с правоохранительными органами и Генпрокуратурой до автоматизма», -- гордо отметил Степашин. Под председательством г-на Степашина палата не устает обращать внимание правительства на проблему внутренних офшоров, вносящих дополнительный дисбаланс в систему межбюджетных отношений. В числе таких «черных дыр» бюджетной системы он назвал также оборот алкогольных и табачных изделий и ситуацию вокруг управления государственной собственностью, в том числе зарубежной. Одним из показателей эффективности работы Счетной палаты, которым козырял перед сенаторами ее глава, стало количество возбужденных уголовных дел по результатам ее проверок. Количество это неуклонно растет: если в 2001 году было заведено всего 49 дел, то в прошлом это число выросло до 241. Были привлечены к ответственности 72 чиновника. Более того, глава Счетной палаты предложил законодателям юридически обосновать такой «правильный подход», при котором именно чиновники платят за нецелевое использование бюджетных средств из своего кармана. В частности, решить эту проблему помогут принятые поправки в Уголовный кодекс о персональной ответственности чиновников. Самым удачным своим «проектом» Счетная палата, судя по всему, считает недавнюю проверку Чукотского автономного округа. Напомним, что после проверки палата объявила регион банкротом, обнаружила финансовых нарушений на 1,5 млрд руб. и направила письмо в Генпрокуратуру. И хотя пока новых уголовных дел не заведено, г-н Степашин уверил сенаторов, что ждать осталось недолго. Счетная палата при проверке Чукотки не ставила целью «ловить блох» и смогла договориться с правительством региона об уменьшении сумм нарушений на 272 млн рублей. Вдохновленная удачным опытом, Счетная палата запланировала провести инвентаризацию еще нескольких регионов, где, возможно, используются схемы ухода от налогов, выявленные проверками на Чукотке, -- то есть через предоставление региональными властями специальных льгот конкретным компаниям. Проверять есть кого -- за последние годы число высокодотационных регионов в России выросло с 8 до 29. Но и на этом перечисление достижений контрольно-ревизионного органа России за последний год не закончилось. Выяснилось, что в Счетной палате также ведется «работа по проверке финансовой ситуации в компании ЮКОС». Сергей Степашин пояснил, что «некоторые материалы по ЮКОСу, в том числе связанные с использованием офшоров в Мордовии, были инициированы палатой». Похоже, г-н Степашин полагает, что быть причастным к организации дела ЮКОСа -- хороший политический тон. Рассказав о работе палаты, г-н Степашин доверительно сообщил сенаторам, что его ведомство тесно взаимодействует с верхней и нижней палатами парламента, но при этом Совет Федерации является основным союзником Счетной палаты. Окончательно растрогали присутствующих апелляции главы Счетной палаты к мнению своих многочисленных коллег по работе в Верховном совете СССР, находившихся в зале. После чего сенаторы приняли постановление, признающее работу подведомственного г-ну Степашину органа удовлетворительной. Правда, в истории Счетной палаты еще не было случая, чтобы СФ не согласился с эффективностью ее работы. Более того, в законодательстве даже не предусмотрено какое бы то ни было наказание аудиторов и главы палаты, если какой-либо из палат парламента что-то не понравится. Согласно духу Конституции... В среду Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «О Счетной палате РФ», изменяющие процедуру принятия решения о досрочном освобождении от должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты в случае нарушения ими законодательства или совершения злоупотреблений. Действующий закон предусматривает, что для принятия такого решения необходимо, чтобы за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации или Госдумы. Поправки в закон предполагают, что такое решение принимается, если за него проголосует более половины от общего числа членов Совета Федерации или Госдумы. 2 июня Госдума приняла поправки в порядок назначения председателя и заместителя главы Счетной палаты. Теперь Госдума и Совет Федерации будут назначать их по представлению президента. Изменения, принятые в первом чтении, гласят, что глава Счетной палаты и его заместитель назначаются, как и прежде, постановлением одной из палат парламента. Новшество состоит в том, что теперь это будет происходить "по представлению президента". Как указали депутаты в пояснительной записке к законопроекту, согласно духу Конституции президент обладает "важнейшими кадровыми прерогативами в государстве". Авторы полагают, что такое положение исключит возможность коррупции при кадровых решениях по Счетной палате.
Время новостей ,
10.06.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |