Тупиковая ветвь
4.06.2004 00:01
Согласно теории Дарвина человек произошел от обезьяны. Не сразу, конечно, а пройдя несколько эволюционных стадий. У коварной эволюции была и темная сторона. Братья современного человечества по матери-обезьяне – неандертальцы – конкуренции с нами не выдержали и вымерли. Теперь их называют «тупиковая ветвь эволюции».
В политике такое тоже случается. Эволюционный путь, который прошла российская власть при президенте Путине впечатляет. Из хилого заморыша, путающегося между ног олигархов, она превратилась в нечто не только прямо и гордо ходящее, но и бьющее только два раза: один раз в лоб, другой – по крышке гроба.
Орудием, необходимым для нанесения одного первых ударов – регионального – стали полномочные представители президента в федеральных округах. Дело, для которого они были придуманы, давно сделано, но упразднять посты за ненадобностью как-то несолидно. Вот и получается та самая тупиковая ветвь. В принципе, это верно для всех путинских наместников. Но для некоторых – в особенности.
Внутренняя Монголия
В сегодняшней политической системе пост президентского полпреда в федеральном округе превращается во что-то вроде посольской должности в советские времена - место почетной или не очень ссылки для высшей номенклатуры. Ту традицию заложил Иосиф Сталин, отправивший маршала Георгия Жукова налаживать отношения с Монголией. Начало новой положено ссылками проигравшего борьбу за российскую оборонку Ильи Клебанова на Северо-Запад, а наконец-то выдранного из Питера Владимира Яковлева – на Юг. Питерская коллизия, вообще, стала прекрасной демонстрацией нынешней значимости должности полпреда. Ее использование в качестве трамплина для раскрутки Валентины Матвиенко перед губернаторскими выборами – нагляднейшее свидетельство того, что пост главы северной столицы неизмеримо важнее.
Не случайно, своего давнего соратника Виктора Черкесова президент избавил от окружной ноши и пересадил в Москву, на перспективную должность главного по борьбе с наркотиками. Занятие в основном охотой за собачьими докторами – это уж проблема самого Черкесова. Ничего лучше значит придумать не смог. У Полтавченко ситуацию другая.
Если так сложно обстоят дела со второй российской столицей, то о первой и говорить нечего. Ситуация в Центральном округе такова, что даже должность губернатора Московской области – пост гораздо более значимый стратегически, чем должность полпреда. А уж Москва…
Мегаполис глобального масштаба, сосредоточивший львиную долю российских финансовых ресурсов, возвышается над потолком компетенции Полтавченко, как небоскреб над хрущобой. Следы участия центрального полпреда в хитроумной интриге вокруг досрочной отставки Юрия Лужкова не просматриваются и, поверьте, совсем не потому, что хорошо спрятаны. И среди кандидатов на потенциально вакантное кресло Полтавченко не называется даже журналистами с самой богатой фантазией. Его заместитель Александр Громов называется, а сам Георгий Сергеевич – нет.
Губернаторов начальник
Большим московским начальником Полтавченко может выглядеть разве что в глубоко провинциальном Курске. Говорят, ему принадлежит ключевая роль в смещении Александра Руцкого. Правда, на смену ему пришел не ставленник власти, а коммунист Александр Михайлов. Да и было это в то время, когда и к полпредам вообще местная номенклатура относилась с гораздо большим пиететом, и Георгия Сергеевича еще считали не последним игроком выпестованной в известном ведомстве путинской команды.
Тогда, сразу после назначения, он и сам о себе по-другому думал. Несколько раз, например, сказал, что Лужков должен отменить прописку в Москве, даже обещал, что к концу 2001-го так и будет. И ведь обсуждалось это благое пожелание всерьез в московской и не только прессе! Лишь один хулиганский Интернет-сайт обещал в случае неисполнения намеченного пририсовать к портрету полпреда ослиные уши. Насколько мне известно, обещание не выполнили и интернетчики. А о работе Юрия Михайловича теперь Георгий Сергеевич отзывается сугубо положительно.
Каково влияние Полтавченко на положение в провинции сегодня, показывают недавние выборы рязанского губернатора. Ситуация, сложившаяся в есенинских местах этой весной и сложной-то не была. Областью с середины 90-х правил лояльный к новой кремлевской власти и симпатичный лично Георгию Сергеевичу член КПРФ Вячеслав Любимов. Его главным конкурентом был выходец из «Единой России» и ФСБ Игорь Морозов. На уверенное третье место и хороший пиар перед выборами во Пскове претендовал генерал Георгий Шпак из блока «Родина». Казалось бы, просчитай шансы и ресурс и либо поддержи «единоросса» и получи подтверждение курской славы, либо добейся ставки на старого, хоть и красного, но верного коня. Не тут то было! Кого на самом деле поддерживал Полтавченко непонятно до сих пор. Любимову и его людям говорил, что его. В то же время Морозов на протяжении всей предвыборной кампании утверждал, что президент со своим верным полпредом на его стороне. В конце концов, перед вторым туром он выступил за Шпака (даром, что тезка), победа которого стала неожиданностью и для самого генерала Георгия Ивановича, и для кремлевских структур.
Впрочем, по большому счету, даже твердая поддержка со стороны Георгия Сергеевича не стала бы решающей ни для кого из кандидатов. Почему? Да потому, что президентского полпреда в подведомственных ему областях просто не знают. На этой неделе фонд «Общественное мнение» опубликовал результаты опроса, приуроченного к четвертой годовщине введения федеральных округов. То, что 72% россиян ничего не знают о содержании деятельности окружных начальников – результат ожидаемый. Но 12-процентный рейтинг узнаваемости полпреда в Центральном округе – это слишком, даже если учитывать уже названные проблемы со статусом. Попробуй тут поддержи кого-нибудь на выборах, если… Представьте:
Агитатор избирателю:
- Нашего кандидата поддержал сам Полтавченко!
88% процентов избирателей хором:
- А кто это?
Попытаться предположить, что Геогргий Сергеевич – тот самый идеальный китайский правитель, имени которого подданные не знают, потому что у них нет проблем, конечно, можно. Но незачем, потому что случай явно не тот.
Штатский в штатском
Это ведь только кажется, что Полтавченко – органическая часть команды профессиональных спецслужбистов, все более уверенно прибирающих страну к своим рукам.
В действительности ему «светила» совсем другая карьера. Георгий Сергеевич, хоть и родился 23 февраля в офицерской семье, о службе в погонах и не помышлял: окончил математическую школу, пошел учиться на инженера.
Получив диплом и проработав два года на заводе, он попал в один из ленинградских райкомов комсомола. Так бы и двигался он по комсомольско-партийной линии, если бы не московская олимпиада 1980 года.
Тогда «органам» потребовались дополнительные силы: прибытие в столицу огромного числа иностранцев стало для советской системы чрезвычайной ситуацией. Вот и привлекли начинающего комсомольского вожака к работе, что называется, «по мобилизации».
Какое качество при этом оказалось ключевым – понятно. Полтавченко – очень исполнительный человек, для которого главное - приказ начальника и поставленная им задача.
«Не делайте из нас политиков – мы чиновники. Человеку, который, скажем, делает мебель, без определенного набора инструментов не обойтись. Вот я – такой инструмент в руках президента России. Он создал институт полпредов, чтобы иметь с мест четкую объективную информацию. Мы ее собираем, докладываем президенту, а он на основании этой информации принимает решения» - признается он в одном из интервью.
И это все. Настоящие, кадровые спецслужбисты в сегодняшней власти ведут себя совсем по-другому. Георгий же Сергеевич как начинал служить у них в помощниках, так и продолжает. Отсюда и низкий рейтинг узнаваемости, и невнятная позиция в тех случаях, когда нет четкого приказа.
Впрочем, нужно ли Полтавченко больше решительности и самостоятельности в таких случаях– это спорный вопрос.
Вот в прошлом году он решил поддержать на выборах Совета директоров РАО ЕЭС давнего соперника Анатолия Чубайса Виктора Кудрявого. О форме поддержки долго не думал: разослал подведомственным губернатором письма с указанием. Если бы речь шла о выполнении приказа Кремля или Старой площади, это было бы нормально. Кампания по повышению явки на президентских выборах показала, что стесняться в таких случаях не стоит. Однако в подковерной борьбе подобная прямолинейность выглядит по меньшей мере странной. Полтавченко тут же был раскртитикован тогдашним лидером фракции «Единство» в Думе Владимиром Пехтиным. Кудрявого, конечно, никуда не избрали.
По-человечески это даже хорошо. Стремление действовать открыто и честно – редкое для сегодняшней власти качество. Двухметровый гигант, искренне болеющий «за дело» и не скрывающий свои слишком левые по сравнению с теперешней «генеральной линией» взгляды, даже симпатичен.
Жаль только, что законы, по которым государственное дело делается, очень похожи на эволюционные. Выживает сильнейший!
Русский Курьер ,
4.06.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Ленправды
Темы дня
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
Дайджест СМИ Санкт-Петербурга
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
Дайджест федеральных СМИ
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
|