|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Генштаб проиграл С.Иванову борьбу за руководство армией
30.04.2004 00:01
В четверг подавляющим большинством голосов ( "за" проголосовали 424 из 450 депутатов) Госдума приняла в первом чтении поправки к закону "Об обороне", которые лишили Генштаб его руководящей роли в жизнедеятельности Вооруженных сил. В результате вся полнота власти в управлении армией и флотом оказалась в ведении Минобороны, то есть его главы Сергея Иванова.
Удивительно, но столь революционное событие в жизни не только Вооруженных сил, но и самой Госдумы прошло весьма буднично. Охочие до громких заявлений депутаты-реформаторы в этот раз предпочли обойтись без дополнительных комментариев и быстро разбежались по своим делам. Не смогли что-либо внятного сказать и в самом Генштабе. Один из высокопоставленных офицеров этого ведомства узнал о том, что Госдума что-то приняла в отношении Генштаба, только из разговора с корреспондентом газеты. - Может быть, они нас вообще разогнали? - не без иронии уточнил генерал. О том, что Генштаб ждет реформа, впервые министр обороны Сергей Иванов заявил полгода назад. Тогда в ходе собрания Академии военных наук глава военного ведомства в своем докладе подверг критике деятельность главного органа оперативного управления армии, заявив, что "главная проблема заключается в том, что офицер Генштаба - "мозг армии" - чрезмерно много занимается излишним администрированием и вопросами текущего управления войсками в ущерб главному своему предназначению - анализу ситуации и разработкам планов боевого применения войск". - Это объективно снижает эффективность работы, - заявил тогда министр. - Приводит к тому, что прекрасные идеи далеко не всегда воплощаются в лучших результатах. Выступление Иванова многие расценили тогда как программное, хотя ряд его положений уже звучал осенью 2003 года в докладе "Об актуальных задачах развития ВС РФ", который несколько раз однозначно и публично был поддержан президентом. В армии это означает прямое руководство к действию. Вчерашнее решение Госдумы закрепило это еще и юридически. Чего же лишили Генштаб? В законе "Об обороне" говорилось, что управление Вооруженными силами осуществляют министр обороны и Генштаб, "являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными силами". То есть до последнего времени обе эти структуры выступали на равных. Решение Квашнина было равнозначно решению Иванова - с той лишь разницей, что в вопросах управления Генштаб был ближе к войскам (инспекции, комиссии, проверки), а потому его решения исполнялись военными более оперативно. После редакции этой статьи в ней осталось упоминание только о Минобороны. Еще одним шагом по понижению роли Генштаба стали изменения в ст. 4 закона. Ранее в ней говорилось, что глава государства "утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных сил", теперь осталось только Минобороны. А ст. 14, где определялись основные функции Минобороны и Генштаба, вообще была признана утратившей силу. Таким образом, поправки к закону по сути подчиняют Генштаб министру как в сфере оперативного управления армией, так и административно. Эксперты пока не склонны драматизировать ситуацию - поправки пока ведь приняты только в первом чтении, говорят они. Последующее обсуждение поправок может еще все изменить. В том числе и саму суть поправок. В результате чего Генштаб сохранит свои функции если не в прежнем виде, то хотя бы в не столь урезанном. С другой стороны, такие предположения особо ничем не оправданны: поправки в закон внес президент, а значит, это его позиция. Что касается самого начальника Генштаба Анатолия Квашнина, то его давно прочат в советники президента по военным вопросам. А с началом административной реформы, в рамках которой в ближайшее время изменится и конфигурация министерств силового блока, эти слухи только усилились.
Известия ,
30.04.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |