«Чаще, чем у нас, теракты бывают только в Чечне», - похвалился корреспонденту Газеты охранник Кавказских Минеральных Вод, стоявший в оцеплении в ожидании приезда Владимира Путина. За предотвращенные теракты президент вручал милиционерам награды. За непредотвращенные - устроил всему милицейскому начальству России выволочку. Это была первая поездка Владимира Путина после того, как страна большинством голосов выбрала его на второй срок. Напомним, что первая поездка Путина в качестве и.о. президента в январе 2000 года также состоялась на Северный Кавказ.
'Был, но уже уехал'
Трассу, соединяющую аэропорт Минеральные Воды с Ессентуками, где к полудню ждали президентский кортеж, с раннего утра полностью расчистили от постороннего транспорта. Уже через пару часов у многочисленных шлагбаумов скопилось от 500 до 700 автомашин. Водители переругивались с оцеплением. 'Что мы можем сделать? Есть приказ полностью перекрыть трассу, а у меня уже уши распухли от ругани водителей, но мы при чем?' - пожаловался задерганный подполковник.
Специально к приезду президента город не готовили - ветер поднимал облака пыли и гонял по тротуарам мелкий бумажный мусор. Всегда оживленный центр города поражал своим безлюдьем. Уже с раннего утра его оцепили многочисленные милицейские наряды. Парадных фуражек и белых перчаток на стражах порядка не наблюдалось. Люди в штатском здесь все же встречались, но, судя по наличию у них раций и по оттопыренным полам пиджаков, свидетельствующим о наличии оружия, они не имели никакого отношения к восторженным зрителям, пришедшим горячо приветствовать президента.
Только небольшая группа праздношатающихся зевак около 10 утра подошла к курортному парку, окружающему здание региональной администрации, где и наткнулась на плотный милицейский кордон. По мере увеличения группы зрителей стражи порядка начали проявлять все большее беспокойство. Вскоре из милицейских рядов решительным шагом вышел некто в штатском и сурово заявил собравшимся: 'Вы напрасно ждете, президент был, но уже уехал…' Зрители, почему-то сразу же поверив решительному молодому человеку, незамедлительно разошлись. В центре города воцарилось безлюдье и тишина, лишь изредка нарушаемая всхлипами милицейских раций, сообщивших о прибытии в Ессентуки президентского кортежа только около 15 часов.
'Попить минеральной воды'
«Чаще, чем у нас, теракты бывают только в Чечне», - хвалился корреспонденту ГАЗЕТЫЕ охранник Кавказских Минеральных Вод, стоявший в оцеплении перед приездом Путина. Поскольку район «неблагополучный», поездку президента готовили втайне. Только одна из местных газет сообщила читателям, что президент приедет в Ессентуки на лечение - отдохнуть и попить минеральной воды.
Президент пробыл в Кавминводах всего несколько часов. Сразу из аэропорта он поехал в Ессентуки, в военный госпиталь. Там он вручил медали за отвагу двум милиционерам, раненным в начале марта при задержании машины со взрывчаткой в Ставрополе.
Убившие Гелаева пограничники имели право не вступать в бой
Капитан Рамазан Тагланов, получивший четыре огнестрельных ранения, при появлении Путина встал с койки. А второй герой, Александр Дмитриев, не смог - у него тяжелое ранение ноги. Президент вручил медали и рассказал, что собрал в Ессентуках все милицейское начальство страны, чтобы решить, как бороться с преступностью.
Тем временем высокие милицейские чины во главе с министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым ждали Путина в местной администрации. Туда же приехали вдовы героев чеченской операции, с которыми у Путина было запланировано чаепитие. Президент первым делом прошел к ним и вручил посмертные награды. Самых высоких наград удостоились старший сержант Абдулхалик Курбанов и старшина Мухтар Сулейманов. Именно они убили в дагестанских горах Руслана Гелаева. ГАЗЕТЕ удалось выяснить, как это произошло на самом деле. Курбанов и Сулейманов были выставлены в пограничный секрет. По уставу они должны были сообщать в отряд о появлении превосходящих сил противника. Они имели право не вступать в бой, скрытно наблюдая за передвижениями врага. Но когда отряд Гелаева численностью не менее 10 человек подошел к секрету, Курбанов и Сулейманов передали сообщение в отряд и вступили в бой. Убить им удалось только Гелаева, а его боевики действительно добивали их выстрелами в упор. Забрать своего убитого командира чеченцы не успели - опасались, что к пограничникам придет подкрепление, - бросили его, а сами скрылись в горах.
Вручив ордена, Путин пригласил родственников погибших в соседнюю комнату, где был накрыт стол с чаем и сладостями. За чаепитием должны были наблюдать несколько журналистов, но, как только вдовы расселись, президент попросил выйти всех «лишних». А после чаепития Путин вышел мрачнее тучи. И сразу прошел в зал с милицейскими начальниками.
'Отказ от возбуждения уголовных дел, искажение статистики'
Совещание, куда приехали генералы из всех федеральных округов России, тоже было объявлено закрытым. Журналистам разрешили послушать только начало. Но и вступительных слов был достаточно, чтобы понять, что ничего лестного милиционеры от Путина не услышат.
«Сегодня нам предстоит проанализировать работу МВД», - мрачно начал президент. Он объяснил, что собрал совещание на Кавказе, потому что здесь в 90-е годы, «воспользовавшись слабостью государства, сформировалась организованная преступная среда». Рассказав про терроризм на Кавказе, Путин дал оценку работы милиции вообще: «обуздать рост преступности пока не удается», «криминальное, коррупционное давление не ослабевает». Работники МВД, кроме того, используют «такие старые приемы, как отказ от возбуждения уголовных дел, искажение статистики».
На личности Путин не переходил и бывшего главу МВД Бориса Грызлова, который сейчас возглавил Госдуму, не упрекал. Впрочем, президент не упрекал и сидящего рядом нового министра: «Я очень рассчитываю, что вновь назначенный министр сделает все возможное, чтобы руководство министерства оказалось на высоте».
Глава МВД Рашид Нургалиев взял под козырек. ГАЗЕТЕ удалось услышать лишь небольшую часть его выступления. Там были глубокомысленные фразы: «от нас требуется грамотная работа по раскрытию каждого преступления» или «требуется повысить персональную ответственность подчиненных за конечный результат». Последняя фраза «открытой» части выступления министра звучала так: «Терроризм - это узел напряженности, разрубив который мы сможем изменить тенденции криминальной напряженности в России».
Осталось неясным, знает ли министр, как именно можно разрубить этот узел. Когда совещание закончилось и Нургалиев вышел к журналистам, он смог сообщить только, что «на совещании были рассмотрены вопросы криминальной обстановки в РФ». Когда у министра попытались узнать, что он имел в виду и что получил в результате, Нургалиев выдал еще одну «содержательную» фразу: «Были поставлены конкретные задачи борьбы с коррупцией, терроризмом и криминализацией». «Видимо, до сих пор такие задачи перед министерством не стояли», - усмехнулся кто-то из журналистов.
А Путин в это время уже летел в Сочи. Он проведет там несколько дней в своей резиденции «Бочаров ручей». Официальный повод - не отдых, а участие в общественном форуме народов Кавказа и юга России.
Газета ,
25.03.2004