Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Минобороны ждет нового хозяина
27.02.2004 00:01

Решение президента страны об отставке кабинета министров вызвало бурю эмоций непосредственно и в военной среде. Кто следующий глава военного ведомства?

Дело в том, что Сергей Иванов (с 24 февраля исполняющий обязанности министра обороны) начиная с октября прошлого года шлет общественности сигнал о том, что военная реформа завершена. Иначе говоря, он свою миссию выполнил, поскольку пришел в Министерство обороны три года назад с планами военного реформирования, которые до того разрабатывал в качестве главы Совета безопасности при президенте России. К тому же на последних стратегических учениях Сергей Иванов весьма эффектно на телеэкране представил Верховному главнокомандующему новое стратегическое супероружие. В последнее время министр обороны заявляет, что армия и флот переходят к плановой модернизации. Теперь дело-де за оснащением Вооруженных сил новыми образцами оружия и боевой техники. Эту точку зрения разделяет и сам Верховный главнокомандующий, о чем он дал понять на пресс-конференции в Плесецке несколько дней назад. Словом, мавр сделал свое дело - мавр может уходить на повышение.

На его место давно претендует начальник Генерального штаба, носящий кроме того титул первого заместителя министра обороны - генерал армии Анатолий Квашнин. За этот пост он боролся еще с экс-министром обороны Игорем Сергеевым главным образом через свои близкие отношения с президентом. Это противостояние сохранилось и с нынешним главой военного ведомства, однако, с учетом уроков прошлого в более закамуфлированной форме. Противоречия вырвались на глаза общественности на конференции Академии военных наук, состоявшейся в начале года. Начальник Генштаба ратовал за свое прямое подчинение Верховному главнокомандующему при поглощении Минобороны структурой Генштаба.

Ответная же речь министра обороны Сергея Иванова больше напоминала некое напутствие перед уходом. С позиции мэтра военной теории он разъяснял генералам, что представляют собой принципы гражданского контроля над силовыми структурами в демократическом обществе. В соответствии с ними Минобороны и есть тот орган политического контроля, который осуществляет связь руководства страны с Генштабом и подчиненными ему военными структурами (подробнее см. "НВО" # 2, 3 с.г.).

Маневр генерала Квашнина, направленный на непосредственное переподчинение Генштаба Кремлю, связан также с тем, что он чувствует горячее дыхание своего соперника в чиновничьей гонке за кресло министра обороны. Это главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов. Соревнование идет не первый год. Владимиру Куроедову судьба то и дело ставит подножки. Не успел адмирал защитить докторскую диссертацию по военно-морской стратегии России (кстати, в присутствии Верховного главнокомандующего, что само по себе свидетельствует о тесных взаимоотношениях), как произошла катастрофа "Курска". Да и на последних стратегических учениях три баллистические ракеты, выпущенные с подводных атомоходов, так и не достигли полигона на Камчатке. Тем не менее президент был удовлетворен, отметив весьма скромно, что были выявлены "как плюсы, так и минусы".

В истории России не было такого случая, чтобы вооруженные силы возглавлял представитель ВМФ. Это и понятно, поскольку в войнах прошлого флот выполнял, как правило, вспомогательные функции. Но сегодня флот приобрел возможность наносить стратегические удары, что несколько меняет его место в общем строю Вооруженных сил. Почему бы не Куроедов - задумываются аналитики. За один лишь "Курск", не говоря уже о тройной стратегической осечке в Баренцевом море, в прежние времена отставка Главкома была бы неизбежной. Да и по нынешним тоже. Тем не менее для командующего Военно-морским флотом ровным счетом ничего не меняется. Значит, приходят к выводу офицеры, слухи о назначении адмирала Куроедова главой военного ведомства не столь уж безосновательны.

И в том, и в другом случае назначение адмирала или генерала на пост министра обороны означало бы откат назад, ко временам советской системы. И вместе с тем полное забвение принципов строительства демократических Вооруженных сил в условиях рыночной экономики.

Может быть перевелись политики на Руси, способные осуществлять руководство силовиками?

Долгое время на пост министра обороны претендовал Андрей Николаев, в прошлом генерал армии. В свое время он занимал должность заместителя начальника Генштаба, затем руководил Пограничными войсками. Последние четыре года возглавлял комитет Госдумы по обороне, но особых лавров и авторитета не снискал. Проиграл последние парламентские выборы, что, по существу, обозначило его забвение как политика правого толка.

В сегодняшней Госдуме наиболее колоритной в военном отношении фигурой можно назвать разве лишь Андрея Кокошина. Он никогда не был генералом, но проработал в качестве первого заместителя министра обороны около пяти лет. Вице-президент Российской академии наук, директор Института проблем международной безопасности РАН, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, член партии "Единая Россия". На его счету пять крупных монографий по военным проблемам. Последняя из них особенно внимательно рассматривает проблемы гражданского контроля над силовыми структурами. В конце 1998 г. возглавлял Совет безопасности РФ, поэтому имел определенные контакты с нынешним президентом, который в то время возглавлял ФСБ. Однако в тесные, дружеские связи они так и не переросли. Отношения остаются в известной мере формальными.

За время довольно-таки продолжительной службы в Минобороны Андрей Кокошин так и остался не понятным для подавляющего большинства офицеров. Принимают его идеи в основном лишь те, кто действительно хотел бы видеть Вооруженные силы, соответствующими новому облику российского государства. В прошлом неоднократно появлялись слухи о нем, как о наиболее приемлемой кандидатуре на пост главы военного ведомства.

Так или иначе назначение на пост министра обороны - прерогатива президента. И кто займет этот пост, станет известно довольно скоро. Кандидаты имеются. Какими мотивами будет руководствоваться "перст указующий" - вот в чем вопрос.

Независимое военное обозрение , 27.02.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru