|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Загадка РЖД
17.02.2004 00:01
Выделение из министерства путей сообщения хозяйственной составляющей не сделало эту монополию более понятной для внешнего мира. ОАО "РЖД" представило правительству стратегию развития до 2010 г. , в которой нет ни слова об инвестициях в этот период. Минэкономразвития отказывается принимать документ в таком виде.
Проект стратегической программы развития ОАО "Российские железные дороги" был в конце января представлен совету директоров компании вице-президентом ОАО Владимиром Якуниным. Председатель совета директоров РЖД, вице-премьер Виктор Христенко поручил министерствам и ведомствам, представленным в совете, рассмотреть концепцию до 15 февраля. Предполагалось, что после их дополнений правительство выдаст мандаты на голосование членам совета (поскольку ОАО на 100% находится в федеральной собственности, все они госчиновники) и документ будет единогласно утвержден. Минэкономразвития, однако, решило, что утвердить концепцию невозможно из-за серьезных недоработок. В письме первого замминистра экономического развития Андрея Шаронова (оба документа имеются у "Ведомостей") отмечено, что документ "не дает никакого представления о состоянии инвестиционной деятельности" компании. В нем отсутствуют "какие-либо данные" о динамике и структуре инвестиций, результатах освоения инвестиций в 2003 г. и приоритетах на будущее. А потребности РЖД в инвестициях, как можно судить по другим разделам программы, велики: уровень износа у подвижного состава составляет 65,4% у электровозов и 73,2% у тепловозов. А у верхних строений пути (т. е. рельсов, шпал и крепежа) доходит до 79,9%. "Необходимо [. .. ] дать оценку вероятной угрозы жизни пассажиров и несохранности грузов при таком износе путевой инфраструктуры компании", - шутит Шаронов. Чиновник обращает внимание на то, что указанная в концепции численность персонала, занятого на перевозках, занижена на 212 000 человек (в бюджете РЖД на 2004 г. фигурирует 1 140 100 человек). Это позволяет Шаронову усомниться в выводах компании о высокой производительности труда на российских железных дорогах в сравнении с зарубежными, тем более что сравнительных данных в концепции нет. Он также опровергает информацию РЖД о том, что независимые перевозчики появились в отрасли с 2002 г. , когда стартовали реформы: "Создание компаний-операторов началось в 1989 - 1991 гг. , причем с участием иностранного капитала". Наконец, в описании исходного состояния компании в концепции ничего не сказано про деятельность РЖД в промышленности, строительстве и социальной сфере - затронуты лишь транспортные услуги. "Фактически РЖД вынуждает Минэкономразвития доделывать проект за себя", - говорит начальник отдела реструктуризации естественных монополий на железнодорожном транспорте Минэкономразвития Игорь Ильин. В пресс-службе ОАО "РЖД" сообщили, что правление компании не имело претензий к документу. Совет директоров одобрил 26 января документ в целом. Однако на том заседании отсутствовали Андрей Шаронов и замглавы президентской администрации Дмитрий Козак. Директор департамента стратегического развития компании ФБК Игорь Николаев предлагает не принимать данные об износе основных средств на железной дороге буквально. "[В РЖД] можно найти и объекты верхних путей, полностью амортизированные. Износ считается по нормативным срокам, но в реальности запас прочности достаточно велик, поэтому так, как в Индии, у нас никогда не будет". По данным эксперта, в последние два-три года уровень износа остается неизменным благодаря ежегодным вливаниям в обновление основных фондов более 100 млрд руб. Статистика крушений и происшествий на железных дорогах также не имеет "катастрофической динамики": в 2000 г. зафиксировано одно крушение поезда, а количество погибших на 1 млрд пассажиро-километров составляло 0,006 человека (в последующие годы - примерно столько же). На автомобильном транспорте общего пользования в 2000 г. этот показатель составлял 35,7 погибшего на 1 млрд пассажиро-километров.
Ведомости ,
17.02.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |