Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Бульдозер реформ
28.01.2004 00:01

Первый замглавы администрации президента, распоряжающийся финансами нынешнего «политбюро», курирующий судебную систему, правоохранительные органы, ответственный за реформу федеративных отношений и местного самоуправления, один из самых влиятельных членов «питерской» команды, Дмитрий Козак родился на Украине в день, когда страна в едином порыве трудовыми достижениями встречала сорок первую годовщину Великого Октября, так что одного из законных поводов для застолья был с детства лишен. Отучившись в школе, Козак пошел в армию и отдал два года службе в воздушно-десантных войсках. После поехал в Винницу и поступил в местный политех, но через два года перевелся на юридический факультет ЛГУ.

Двадцатитрехлетнему непросто учиться на первом курсе, где все - вчерашние школьники, особенно если живешь в общежитии и руководишь университетским оперотрядом. Но Козак стал ленинским стипендиатом и университет окончил с красным дипломом. Произошло это как раз к началу перестройки. Впрочем, молодому человеку сдипломом юриста-правоведа было не до «ветра перемен» - ему надо было делать карьеру. Он распределяется в Ленинградскую прокуратуру, и уже через четыре года Козак - старший прокурор. К тридцати одному году Дмитрий Николаевич понимает, что есть и другие места, где его способности и трудолюбие могут быть оценены и вознаграждены. В 1989 году он устраивается начальником юридического отдела концерна «Моно-лит-Кировстрой» и становится главным юрисконсультом Ассоциации морских торговых портов. Однако государство, видимо, не собиралось так просто отказываться от услуг талантливого юриста: спустя всего год Козака приглашают в горисполком на должность замначальника юридического управления. Вот только жить горисполкому оставалось недолго. В 1991 году Козак переходит на работу в Ленсовет, где возглавляет юридическое управление. Начальником он был экстравагантным: на обязательные заседания не ходил, предпочитая слушать трансляцию прений у себя в кабинете. В тех же случаях, когда без него было не обойтись или сам он хотел что-то сказать, бежал по коридору в зал заседаний, шокируя преисполненных чувства собственной значимости народных избранников. Тем не менее Козака в горсовете ценили: он играл далеко не последнюю роль в противостоянии между законодательной и исполнительной ветвями власти в городе, подвергая юридической экспертизе постановления своего бывшего преподавателя первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака и оспаривая их (как правило, удачно) в суде.

В1994 году Козак решил занять депутатское кресло, однако граждане тогда голосовать непошли-выборыбылипризнаныне-состоявшимися. Зато Анатолий Собчак, оценивший способного ученика, пригласил Козака возглавить юридический комитет мэрии Санкт-Петербурга. Дмитрий Николаевич согласился и занялся юридическим сопровождением постановлений, с которыми совсем недавно боролся. Через два года Анатолий Собчак проиграл выборы Александру Яковлеву, и Козак оказался одним из немногих, кто остался в новой администрации, теперь уже губернаторской. Настало время очередного повышения: Яковлев сделал Козака вице-губернатором. Большего в Северной столице Дмитрий Николаевич достичь уже не мог: первый неудачный опыт надолго отбил охоту бороться за выборную должность. Поэтому в очередном конфликте между губернатором и Законодательным собранием (конфликт возник не без участия Кремля) Козак со спокойной душой становится на сторону последнего. В начале 1999 года он пишет (как всегда, юридически безупречный) новый городской устав, по которому губернатор лишается права заниматься законотворчеством, и уходит в отставку.

ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ

Нового назначения пришлось ждать недолго. Уже весной Козак становится заместителем главы кремлевской администрации по правовым вопросам. Вскоре бывший сослуживец Козака по санкт-петербургской мэрии возглавляет правительство. Одним из первых, о ком вспомнил будущий преемник первого президента России, был Дмитрий Николаевич. В ранге министра Козак возглавляет сначала аппарат правительства, потом - предвыборный штаб будущего президента. Возглавляя попечительский совет Центра стратегических разработок, координирует его деятельность. Наконец Владимир Путин становится законно избранным президентом. Вопреки всеобщим ожиданиям, пост генерального прокурора в благодарность за труды Дмитрий Козак не получил, хотя уже и профильный комитет Совета Федерации был согласен и предложил его кандидатуру.

Бывший прокурор предпочел (многие утверждают, что президента, приобретающую все больший вес, и заняться совершенствованием российского законодательства, то есть самому писать законы, а не следить за их исполнением. «Мы должны были восстановить действие закона, чтобы не было рассуждений, хороший или плохой закон. Он хороший, если он принят парламентом. Если он не оспорен ни в суде, ни в парламенте, то его надо выполнять», - скажет позднее Козак. А тогда он первым делом взялся за то, что знал лучше всего, -за правоохранительную систему. Плодом работы комиссии по судебной реформе, которую и возглавил Козак, стали новые Уголовно-процессуальный и Административный кодексы. Последний значительно ограничивает полномочия МВД и прокуратуры и содержит нормы, гарантирующие независимость судей. Независимый суд в России, правда, так и не появился.

У следующей комиссии, работой которой стал руководить Козак, задача была еще более амбициозная: выстроить внятную административно-территориальную систему страны, не нарушая при этом Конституции, а заодно и привести местное законодательство в соответствие с федеральным.

Всего комиссия подготовила почти две сотни законодательных инициатив. Выработанная концепция реформы местного самоуправления, разграничения полномочий между различными уровнями власти сводится к двум положениям. Во-первых, любые полномочия власти любого уровня должны быть подкреплены источниками финансирования. Во-вторых, полномочия - это прежде всего ответственность (о чем люди, пришедшие во власть в России, чаще всего забывают). Козак неоднократно предлагал наказывать не только за действия, нарушающие закон, но и за бездействие. Концепция вполне либеральная. Однако долгие годы, проведенные на государственной службе, не прошли для Дмитрия Козака даром. Самая большая проблема, с которой столкнулась комиссия по административной реформе, - пресловутые источники финансирования. В теории они должны обеспечить полномочия и поселковых советов, и федерального центра, а на практике этих живительных источников всем не хватает, как ни крути. Человек, привыкший решать любые сложные задачи, оказался в тупике. Под угрозой была святая святых - модель идеального государства, выстраданная и почти готовая. Не хватало сущей безделицы - денег. И не то чтобы их не было вовсе - особенно когда цены на нефть так высоки. Одним словом, среди без малого двух сотен законопроектов затесался один, не закон даже, а так, поправка. Она предлагает заменить лицензии на добычу полезных ископаемых концессиями - проще говоря, объявить общенародной собственностью не только лежащие в земле природные богатства, как сейчас, но и извлеченное на свет божий сырье, которое в соответствии с действующим законом является уже собственностью добывающей компании.

Олигархам (как, впрочем, и иностранным инвесторам, и членам правительства, и просто либерально настроенным экономистам) идея эта, мягко говоря, пришлась не по душе. Разразился громкий скандал. Об инициативе предпочли забыть. Правда, олигархам это не слишком помогло, а Козак получил очередное повышение и стал первым заместителем главы администрации президента.

В этом году Дмитрию Козаку исполняется всего сорок шесть, а от высшей (по степени влияния) невыборной должности в государстве его отделяет всего одна ступень. Что будет, когда он эту ступень преодолеет, сказать сложно. Почему-то не очень верится в то, что он успокоится на достигнутом и целиком отдаст себя любимому хобби - вождению машины на предельной скорости.

Журнал , 28.01.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru