|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Бульдозер реформ
28.01.2004 00:01
Первый замглавы администрации президента, распоряжающийся финансами нынешнего «политбюро», курирующий судебную систему, правоохранительные органы, ответственный за реформу федеративных отношений и местного самоуправления, один из самых влиятельных членов «питерской» команды, Дмитрий Козак родился на Украине в день, когда страна в едином порыве трудовыми достижениями встречала сорок первую годовщину Великого Октября, так что одного из законных поводов для застолья был с детства лишен. Отучившись в школе, Козак пошел в армию и отдал два года службе в воздушно-десантных войсках. После поехал в Винницу и поступил в местный политех, но через два года перевелся на юридический факультет ЛГУ. Двадцатитрехлетнему непросто учиться на первом курсе, где все - вчерашние школьники, особенно если живешь в общежитии и руководишь университетским оперотрядом. Но Козак стал ленинским стипендиатом и университет окончил с красным дипломом. Произошло это как раз к началу перестройки. Впрочем, молодому человеку сдипломом юриста-правоведа было не до «ветра перемен» - ему надо было делать карьеру. Он распределяется в Ленинградскую прокуратуру, и уже через четыре года Козак - старший прокурор. К тридцати одному году Дмитрий Николаевич понимает, что есть и другие места, где его способности и трудолюбие могут быть оценены и вознаграждены. В 1989 году он устраивается начальником юридического отдела концерна «Моно-лит-Кировстрой» и становится главным юрисконсультом Ассоциации морских торговых портов. Однако государство, видимо, не собиралось так просто отказываться от услуг талантливого юриста: спустя всего год Козака приглашают в горисполком на должность замначальника юридического управления. Вот только жить горисполкому оставалось недолго. В 1991 году Козак переходит на работу в Ленсовет, где возглавляет юридическое управление. Начальником он был экстравагантным: на обязательные заседания не ходил, предпочитая слушать трансляцию прений у себя в кабинете. В тех же случаях, когда без него было не обойтись или сам он хотел что-то сказать, бежал по коридору в зал заседаний, шокируя преисполненных чувства собственной значимости народных избранников. Тем не менее Козака в горсовете ценили: он играл далеко не последнюю роль в противостоянии между законодательной и исполнительной ветвями власти в городе, подвергая юридической экспертизе постановления своего бывшего преподавателя первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака и оспаривая их (как правило, удачно) в суде. В1994 году Козак решил занять депутатское кресло, однако граждане тогда голосовать непошли-выборыбылипризнаныне-состоявшимися. Зато Анатолий Собчак, оценивший способного ученика, пригласил Козака возглавить юридический комитет мэрии Санкт-Петербурга. Дмитрий Николаевич согласился и занялся юридическим сопровождением постановлений, с которыми совсем недавно боролся. Через два года Анатолий Собчак проиграл выборы Александру Яковлеву, и Козак оказался одним из немногих, кто остался в новой администрации, теперь уже губернаторской. Настало время очередного повышения: Яковлев сделал Козака вице-губернатором. Большего в Северной столице Дмитрий Николаевич достичь уже не мог: первый неудачный опыт надолго отбил охоту бороться за выборную должность. Поэтому в очередном конфликте между губернатором и Законодательным собранием (конфликт возник не без участия Кремля) Козак со спокойной душой становится на сторону последнего. В начале 1999 года он пишет (как всегда, юридически безупречный) новый городской устав, по которому губернатор лишается права заниматься законотворчеством, и уходит в отставку. Бывший прокурор предпочел (многие утверждают, что президента, приобретающую все больший вес, и заняться совершенствованием российского законодательства, то есть самому писать законы, а не следить за их исполнением. «Мы должны были восстановить действие закона, чтобы не было рассуждений, хороший или плохой закон. Он хороший, если он принят парламентом. Если он не оспорен ни в суде, ни в парламенте, то его надо выполнять», - скажет позднее Козак. А тогда он первым делом взялся за то, что знал лучше всего, -за правоохранительную систему. Плодом работы комиссии по судебной реформе, которую и возглавил Козак, стали новые Уголовно-процессуальный и Административный кодексы. Последний значительно ограничивает полномочия МВД и прокуратуры и содержит нормы, гарантирующие независимость судей. Независимый суд в России, правда, так и не появился. У следующей комиссии, работой которой стал руководить Козак, задача была еще более амбициозная: выстроить внятную административно-территориальную систему страны, не нарушая при этом Конституции, а заодно и привести местное законодательство в соответствие с федеральным. Олигархам (как, впрочем, и иностранным инвесторам, и членам правительства, и просто либерально настроенным экономистам) идея эта, мягко говоря, пришлась не по душе. Разразился громкий скандал. Об инициативе предпочли забыть. Правда, олигархам это не слишком помогло, а Козак получил очередное повышение и стал первым заместителем главы администрации президента.
Журнал ,
28.01.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |