Вчера Владимир Путин убеждал очередного посланника Запада в том, что дело ЮКОСа не повлечет за собой пересмотра приватизации, а завершится в открытом судебном процессе. Глава МВФ Хорст Келлер сказал, что от беседы у него «осталось хорошее впечателение». Но Запад будет продолжать наблюдать за развитием событий в России и «по возможности давать свои рекомендации», а дело ЮКОСа на отношения России и МВФ никак не повлияет.
Мысль о том, что «пересмотра итогов приватизации в России не будет», президент России пытался донести до западной общественности уже несколько раз за последние две недели. Он говорил об этом во время встречи в Кремле с крупными зарубежными бизнесменами, в интервью иностранным журналистам, в ходе своего недавнего визита в Италию.
Но мировое сообщество до сих пор не вполне удовлетворено ответами Путина. Об этом говорит хотя бы то, что тема ЮКОСа стала одной из главных, хотя и не запланированных на вчерашней беседе Путина и главы МВФ.
Путин принимал Келлера в своей загородной резиденции Ново-Огарево. В присутствии прессы Келлер говорил, что «на фоне сравнительно низких темпов роста мировой экономики Россия в последние годы была лучом света». Отметил, что успехи России в сфере экономики впечатляющи и сложились не только благодаря высоким ценам на нефть, но и в результате проводимых реформ. Не забыл иностранный гость и про любимую тему Путина. «Удвоение ВВП за 10 лет - амбициозная, но выполнимая задача и означает ежегодный рост российской экономики на уровне более 7% ВВП», - вежливо сказал Келлер. После чего журналистов удалили из комнаты.
О подробностях диалога между президентом России и главой МВФ рассказал потом помощник президента Андрей Илларионов. По его словам, как только журналисты ушли, Келлер начал «высказывать обеспокоенность мирового сообщества возможными последствиями развития ситуации, связанной с ЮКОСом». Путин же еще раз повторил свою позицию, которая за время после ареста Ходорковского не изменилась: "Никакой деприватизации не будет и никакие шаги не могут рассматриваться, как пересмотр итогов приватизации", - передал журналистам Илларионов слова президента, - "Нет оснований полагать, что применение законодательства является избирательным или будет применяться избирательно". Путин подтвердил, что Генпрокуратура предъявила некоторым высокопоставленным руководителям ЮКОСа обвинения. «Но, до тех пор, пока не состоялся суд, который докажет их виновность, они не являются виновными», - заявил президент, добавив: «Генпрокуратура должна еще доказать свои обвинения в открытом и состязательном суде».
На вопрос ГАЗЕТЫ, как отреагировал на эти заявления Путина глава МВФ, Андрей Илларионов посоветовал дождаться пресс-конференции Келлера, которая состоялась через час после встречи в Ново-Огарево. Видимо, участникам встречи самим было интересно, что думает зарубежный посланник после путинских уверений.
«У меня сложилось хорошее чувство, что президент не намерен отходить от рыночных реформ в экономике и демократии», - сказал на пресс-конференции Келлер. Глава МВФ считает, что дело ЮКОСа является внутренним вопросом, который Москва должна решить самостоятельно. Запад, по его словам, будет лишь наблюдать за развитием событий в России и «по возможности давать свои рекомендации». При этом одну рекомендацию Келлер не удержался и дал сразу - он выразил надежду, что дело ЮКОСа будет решено в соответствии с законом. Что касается взаимоотношений России и МВФ то, как заверил Келлер, на них дело ЮКОСа точно не повлияет.
Михаила Ходорковского будет судить тройка
Если дело в отношении Михаила Ходорковского дойдет до суда, то его будет рассматривать обычный районный суд. Инкриминируемая бизнесмену статья 159 ч.3 УК (мошенничество путем хищения), имеет именно такую подсудность. Хотя это преступление и относится к разряду тяжких (санкция по статье предусматривает лишение свободы до десяти лет с конфискацией), рассмотрение такого рода дел не входит в компетенцию присяжных заседателей, что, безусловно, было бы лучшим вариантом для Ходорковского: присяжные, как известно, значительно чаще оправдывают подсудимых.
Однако согласно сложившейся практике они рассматривают в основном уголовные дела, приговор по которым может предусматривать высшую меру наказания (например, убийство или бандитизм). Таким образом судьбу совладельца 'ЮКОСа' будут решать трое федеральных судей.
Газета ,
14.11.2003