|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Процесс укрупнения российских регионов запущен с согласия Владимира Путина
4.11.2003 00:01
Президент Владимир Путин подписал в понедельник указ об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Хотя единым государственным образованием они станут только после того, как пройдет референдум и жители этих субъектов РФ выскажутся «за» объединение. О том, что в России начнется процесс укрупнения регионов, активно заговорили, когда были созданы семь федеральных округов. Несмотря на большое количество разговоров о необходимости сокращения количества регионов, которые ведутся в России на протяжении последнего десятка лет, пермская инициатива стала первым и пока единственным реальным шагом на этом пути. Если это слияние будет успешным, то процесс пересмотра региональных границ может начаться по всей стране.
На самом деле, экспертное сообщество стало обсуждать тему укрупнения регионов тогда, когда стало ясно, что в России имеет место асимметричная федерация. Несмотря на то, что равноправие регионов записано в Основном законе, там же заложена и основа их неравенства. В частности, в России сейчас 49 областей, 21 республика, 10 автономных округов, шесть краев, два города федерального значения и одна автономная область. При этом одни субъекты Федерации входят в состав других. Помимо колоссальной разницы в экономическом потенциале регионов часто упоминалось и то обстоятельство, что 89 субъектов - это слишком много для того, чтобы эффективно выстраивать государственное управление. С этой мыслью выступали многие политики и политологи. Одним из проводников идеи укрупнения регионов можно считать экс-губернатора Чукотки, а ныне главу комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Александр Назаров, предложившего в свое время слить в единый субъект РФ Чукотский АО и Магаданскую область. Однако сам г-н Назаров считает, что процесс слияния регионов не может быть стремительным. Так, в интервью Стране.Ru около года назад он заявил: «Хочу предостеречь от поспешных выводов: объединение - это дело даже не одного года, не говоря уж о нескольких месяцах. . . Год - это минимум для прикидывания бюджета объединенных регионов, еще год - анализ того, как это может работать, - лишь после этого проработка законодательной базы. Пока скажу так: я думаю, это будет следующий виток российских реформ. Сначала надо завершить начатые и реализующиеся сегодня. Опять же отмечу, без уже действующей реформы местного самоуправления объединение не имеет смысла. И даже может пойти во вред изначально позитивным намерениям». В конце мая нынешнего года по поводу необходимости укрупнения регионов высказался спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Тогда он заявил, что некоторые малонаселенные регионы не вполне оправданно обладают полномочиями субъекта Федерации, что создает определенные перегибы. Для большинства политиков очевидно, что эту тему ждет большое будущее, причем, скорее рано, чем поздно. Комментируя пермские события, лидер "Яблока" Григорий Явлинский в июне этого года сказал, что относится к объединению области и округа "исключительно положительно". Отметив, что ему чисто с эстетической точки зрения нравится словосочетание "Пермский край", Явлинский сделал вывод, что "если что-то в политике и экономике нравится эстетически, то это правильно". С точки зрения реформаторов, к которым относятся "Яблоко" и СПС, сокращение количества субъектов Федерации - это перспективное направление для России. Правые не раз выступали за сокращение громоздкой и малоуправляемой бюрократической системы, поэтому модернизация государственного устройства страны вполне вписывается в их политическую программу. Еще одним сторонником укрупнения оказался глава Счетной палаты Сергей Степашин. Выступая летом в Совете Федерации, он отметил, что это поможет отладить единую систему контроля и лучше регулировать вопросы, относящиеся к совместной компетенции регионов и центра. При этом он привел в пример Агинский-Бурятский АО, где, по его словам, "живет 80 тысяч человек, а чиновников - как Москве!". Вместе с тем, особого оптимизма по поводу темпов объединения регионов еще летом этого года не высказывал «отец административной реформы» Дмитрий Козак, в то время замглавы кремлевской администрации. В июле он заявил, что не следует ожидать в обозримом будущем каких-либо радикальных изменений в административно-территориальном делении России. "Если исходить из того, что Конституция Российской Федерации - стабильный документ, и ее изменения даже ради устранения тех шероховатостей, которые там существуют, могут нанести больший ущерб, то укрупнение территорий - это дело самих территорий. Без согласия прежде всего жителей, проживающих в субъектах Российской Федерации, без положительной позиции региональных властей изменить административно-территориальное деление России невозможно", - сказал Козак. Он отметил, что сегодня есть только один пример, когда, по его словам, "один из самых малых и экономически несостоятельных субъектов" - Коми-Пермяцкий автономный округ проявил инициативу объединиться с Пермской областью. "И насколько сложно идет этот процесс, несмотря на наличие политической воли! Поэтому говорить о каких-то радикальных изменениях в административно-территориальном делении России в обозримом будущем не приходится", - заявил тогда Дмитрий Козак. Он также отметил, что "федеральный центр в эти процессы не вмешивается". Противники же объединения в основном оперируют такими понятиями, как нехватка средств, политические мотивы региональных элит и желание экономического поглощения малых регионов. Что касается политических причин, то здесь лейтмотивом может являться то, что объединенный субъект Федерации, скорее всего, будет считаться новым образованием, а следовательно, губернаторские сроки можно будет отсчитывать заново. Такая схема может быть выгодна главам крупных регионов при объединении их с теми субъектами, где численность населения гораздо ниже. В этом случае глава малого образования будет иметь меньше шансов на победу, если, конечно, в его багаже не будет каких-либо очень сильных ходов. Как бы там ни было, процесс запущен и пионером укрупнения регионов, как и предполагалось, стали Пермская область и Коми-Пермяцкий АО. Началось все с того, что губернаторы и главы законодательных собраний области и автономного округа подписали обращение к президенту России, которое стало официальным началом создания нового субъекта Федерации - Пермского края. В письме на имя главы государства необходимость объединения области и округа мотивировалась "историческим и территориальным единством народов прикамского Предуралья", необходимостью дальнейшего развития экономического потенциала региона и заботой о повышении благосостояния населения и сохранения национальных культур. Согласно плану, одобренному руководством обоих объединяющихся регионов, губернатор Пермского края должен быть избран в конце 2005 года. Таким образом, "первенец" административно - территориальной реформы появится уже после и парламентских, и президентских выборов.
Страна.Ру ,
4.11.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |