|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Лоббисты в лампасах
13.10.2003 00:01
Министр обороны - это вовсе не тот человек, который по большим праздникам принимает парады. И не тот, кто красным карандашом чертит жирные стрелки, указывающие направление передвижения войска. Министром обороны становится тот, кто контролирует совсем другие передвижения - многомиллиардных поступлений от ВПК. А вот с этим у Сергея Иванова пока не очень ловко получается. В России ситуация осложняется тем, что военно-промышленный комплекс крайне неоднороден. Одни его предприятия уже вполне успешно работают по рыночным схемам, другие, которым не удалось найти зарубежного покупателя на свою продукцию, тихо загибаются, ведь Российская армия оружие покупает не слишком активно и на всех заказов не хватает. Когда же речь заходит о распределении этих заказов, то здесь все решают не столько нужды обороноспособности страны или концептуальные документы, написанные в высоких московских кабинетах, сколько банальный доступ того или иного директора к "телу" того или иного чиновника. Бюджетные деньги Гособоронзаказа проходят через сито Министерства обороны. Их распределение во многом зависит от двух ключевых фигур центрального аппарата министерства: первого замминистра, председателя Государственного комитета по оборонному заказу генерала Владимира Матюхина и в большей степени - от другого замминистра, начальника управления вооружений МО генерала Алексея Московского. Именно эти два генерала кладут на стол министра те бумаги, которые потом превращаются в реальные заказы и реальные деньги на счетах предприятий ВПК. Механизм принятия решений здесь предельно кулуарен и закрыт для внешнего наблюдателя. В итоге принципы, по которым министерство делит бюджетные деньги, малопонятны не только для внешнего, но зачастую и для внутреннего наблюдателя. Поэтому многие промышленники, мягко говоря, не в восторге от главного государственного заказчика - управления вооружений Минобороны РФ. Схема ВТС в ее нынешнем виде была сформирована в конце 2000 года. Именно тогда в соответствии с указом Владимира Путина был образован Комитет по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами (КВТС). Ранее все такие комитеты имели самостоятельный статус, а их руководители являлись членами правительства. Сейчас же КВТС формально подотчетен Минобороны, а его руководителем является замминистра обороны (сейчас эту должность занимает Михаил Дмитриев). Однако Дмитриев хоть и числится заместителем министра обороны, но на самом деле является самостоятельной фигурой, подотчетной только президенту. Первую задачу - наведение порядка в системе распределения средств на гособоронзаказ - возможно будет решить при помощи административных и аппаратных методов, более четкого выстраивания всех схем принятия решений, а также кадровых перестановок. Для решения второй потребуется уже поддержка президента. Каковая у Иванова, похоже, имеется. Но в целом министру обороны есть что упорядочивать. Цена вопроса велика. Рассекреченные статьи оборонного бюджета 2003 года на закупку новой техники и НИОКР составляют 55 млрд. и 45 млрд. рублей соответственно, поступления от ВТС в течение ближайших 4-5 лет будут держаться на уровне $4 млрд. в год. При этом очевидно, что расходы на перевооружение армии и на национальную оборону в целом в ближайшие годы будут увеличиваться. В конце концов, это вопрос самосохранения России как государства. И заодно - укрепления реального политического веса ее министра обороны.
Профиль ,
13.10.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |