|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Шедевр под домашним арестом
26.09.2003 00:01
Скандал, связанный со считавшейся утерянной картиной Рубенса "Тарквиний и Лукреция", получил новое развитие. Как выяснилось, в российском Минкульте уже несколько лет знают о том, что шедевр находится в руках российского коллекционера. Вчера владелец картины и его адвокат побывали в здании ФСБ на Лубянке, где с ними провели доброжелательную беседу. ФСБ озаботилась судьбой полотна по поручению Генпрокуратуры, в которую пришел официальный запрос от властей ФРГ. По просьбе следователей картина передана на ответственное хранение в Генеральную прокуратуру. Владелец и его адвокат охотно согласились с этим решением, поскольку опасаются преступных посягательств на шедевр. Коллекционер и его представитель считают, что власти Германии специально раздули скандал в надежде получить картину, на которую у них нет законных прав.
Скандал по поводу картины Рубенса разгорелся в конце прошлой недели. Сначала немецкий журнал "Шпигель", а затем и английская "Гардиан" сообщили о том, что шедевр, который считался утраченным в конце Второй мировой войны, оказался "в руках русской мафии". В статьях рассказывалось о том, как "русские бандиты" предложили директору Потсдамской галереи Герду Бартошеку выкупить картину, вывезенную из дома министра пропаганды фашистской Германии Йозефа Геббельса. По информации "Шпигеля", Бартошеку пришло электронное письмо с фотографией картины, изучив которую эксперты пришли к заключению, что это подлинник. Эксперты даже выехали в Москву, где их, по информации журнала, отвезли в частный дом и в обстановке секретности показали картину. Сомнений не было - это подлинник. Выяснилось, что "бандиты" приобрели картину у семьи вывезшего ее офицера всего за 800 долларов. Нынешнюю стоимость картины эксперты оценили в 80 миллионов евро. По информации "Шпигеля", правоохранительные органы Германии обратились к российским коллегам с просьбой вырвать картину из рук мафии. Не исключалось также, что судьба полотна будет обсуждаться на встрече Владимира Путина с Герхардом Шредером. В Министерстве культуры России, куда "Известия" обратились за комментарием в начале этой недели, предоставить информацию о картине не смогли, однако выразили сомнение в том, что Германия имеет какие-то права на нее в том случае, если все обстоит именно так, как указано в публикации. По словам начальника отдела перемещенных ценностей Александра Кибовского, перемещенными считаются только те ценности, которые вывезены с территории Германии по приказу советского командования. То, что было вывезено в частном порядке, под действие закона о реституции не подпадает, а значит, оснований для претензий у Германии нет. В пятницу скандал получил развитие. Представитель нынешнего владельца картины сообщил "Известиям", что его клиент, который является законопослушным гражданином, возмущен публикациями в западной печати. - Имя моего клиента я называть не буду, - заявил "Известиям" адвокат Руслан Абдуллаев, - пока для этого не пришло время. Из-за огласки он не может быть гарантирован от посягательств криминального характера. Однако я уполномочен заявить, что он владеет картиной на законных основаниях. Мало того, Министерство культуры России было с самого начала в курсе того, что это полотно находится в России у него. По словам Руслана Абдуллаева, его клиент является бизнесменом и одновременно коллекционером произведений искусства. В конце девяностых годов ему предложили приобрести эту картину. Тогда еще никто не знал, что это за произведение - и продавцы, и покупатель были уверены, что картина является копией с одной из работ Рубенса либо произведением кисти менее известного художника его круга. Продавцами являлись не семья офицера, которая упоминается в публикациях, а совсем другие люди. Нынешний владелец картины заплатил за нее не 800 долларов, а значительно больше. И только позже, когда клиент Руслана Абдуллаева уже купил картину, выяснилось, что это подлинник. - Картина была в ужасном состоянии, - рассказал "Известиям" Руслан Абдуллаев, - она была без подрамника, причем не свернута в рулон, а сложена в шесть раз. Так она хранилась более пятидесяти лет. На местах сгибов образовались трещины, краска осыпалась. Если бы не были предприняты срочные усилия по ее реставрации, картина погибла бы. Мой клиент сразу приложил все усилия, чтобы организовать реставрационные работы. В ходе этих работ удалось во многом воссоздать то, что на картине было изначально. Фактически картина была спасена. И как раз в ходе реставрации выяснилось, что картина была написана самим Рубенсом и называется она "Тарквиний и Лукреция". Об этом мой клиент сразу проинформировал Министерство культуры России. В официальном запросе в Минкульт содержалась просьба ответить, входит ли эта картина в число перемещенных культурных ценностей. Однако Минкульт официально сообщил, что в списках перемещенных ценностей картина не значится. После этого коллекционер предложил организовать выставки под патронатом Минкультуры, на которых "Тарквиния и Лукрецию" могли бы увидеть широкие слои общественности. Министерство культуры в ответном письме благодарило его, но из-за реставрационных работ организовать публичные выставки так до сих пор и не удалось. Одновременно коллекционер пытался выяснить историю картины, по крайней мере в военный период. Выяснилось, что в 1942 году Геббельс изъял эту картину из музея Сан-Суси в Потсдаме и подарил одной из своих любовниц. Какой именно, не ясно, известно лишь, что в то время любовниц у Геббельса было не менее четырех. У нее-то и забрал картину советский офицер, в доме которого в сложенном виде она хранилась в течение пятидесяти лет. - Когда выяснилось, что картина не значится в списках перемещенных ценностей, мой клиент через западного адвоката предложил музею Сан-Суси приобрести картину, - рассказал "Известиям" Руслан Абдуллаев. - В ходе переговоров мой клиент предлагал опубликовать исследование об этой картине в одном из научно-популярных журналов Германии. Но немецкая сторона была против. Они попросили не предавать это огласке. И после этого появляется статья в "Шпигеле", которая называет моего клиента "бандитом" и представителем "мафии". Если бы он действительно был мафиози, то уже давно продал бы картину какому-нибудь частному коллекционеру на Западе. Но для моего клиента важно предоставить Германии возможность ее купить. Если бы не усилия моего клиента, то эта картина была бы навсегда утрачена. А вся эта шумиха в прессе организована с одной целью - попытаться, используя политическую конъюнктуру, получить даром то, на что Германия не имеет права. По мнению адвоката хозяина картины, никаких видимых оснований для изъятия картины ни у российских, ни у немецких правоохранительных органов нет. В соответствии с решением Конституционного суда, вывезенные частным образом произведения не являются объектами реституции, в чьей бы собственности они ни находились. Кроме того, когда в Берлин вошли советские войска, владельцем картины было уже частное лицо - любовница Геббельса. Все документы на картину у российского коллекционера имеются. По мнению адвоката, ни один суд не признает за Германией права на шедевр. Тем не менее клиент уполномочил Руслана Абдуллаева заявить, что в случае политического решения передать картину немецкому музею он готов это сделать при условии компенсационных выплат. Размер этих выплат пока не известен, но это будет сумма несколько меньшая, чем половина оценочной стоимости картины. Вести переговоры с немецким музеем напрямую, после упомянутых оскорбительных публикаций, коллекционер не намерен. Между тем в Генпрокуратуру России из Германии пришел запрос по поводу "Тарквиния и Лукреции". Все произошедшее коллекционер расценивает как попытку оказать политическое давление на руководство страны и создать неблагоприятный имидж России на Западе. Вчера Руслан Абдуллаев и его клиент были приглашены в ФСБ России. Именно контрразведчикам прокуратура поручила разобраться в ситуации. - Я уверен, что наш закон встанет на защиту законопослушного коллекционера, - рассказал "Известиям" Руслан Абдуллаев. - Поначалу мы опасались давления со стороны правоохранительных органов. Но должен сказать, что разговор прошел нормально, по- деловому. По всей видимости, еще до нашего прихода следователи получили информацию из Минкультуры. Да и сами выяснили, что ничего общего с мафией мой клиент не имеет. Мы объяснили нашу позицию, и мне показалось, что ее поняли. Была достигнута договоренность о том, что картина будет передана на ответственное хранение Генеральной прокуратуре. До выяснения всех обстоятельств. Сейчас как раз оформляем документы. Для нас это даже удобно - в сложившейся ситуации хранить картину самим стало небезопасно.
Известия ,
26.09.2003
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |