Администрация президента попыталась исправить свою ошибку, прислав в Думу поправки к закону о гражданстве и попросив рассмотреть его в первоочередном порядке. С того момента как закон после творческой переработки под руководством заместителя главы администрации Виктора Иванова был принят депутатами, не прошло еще и года. Согласно этому документу всякий потенциальный иммигрант должен был оставить надежду получить российское гражданство. Теперь команда президента предлагает некоторые послабления для граждан бывшего СССР.
Льготы при получении гражданства получат лица, родившиеся на территории России, а также родители российских граждан. Кроме того, до 2006 г. проще получить гражданство будет тем гражданам бывших братских республик, которые успели поселиться в России до 1 июля 2002 г. , состоят не менее трех лет в браке с российским гражданином или окончили российские вузы. Льгота распространяется и на всех без исключения ветеранов войны и трудового фронта. Всем прочим придется проходить через унизительную процедуру без малейшего шанса на успех или же жить в стране нелегально. Большинство из миллионов существующих и потенциальных иммигрантов предпочтет последний вариант.
Президентские поправки носят почти исключительно гуманитарный характер. Почти все они облегчают "воссоздание семей", но не имеют никакого отношения к рынку труда. России нужны лишь квалифицированные кадры, причем только получившие высшее образование в России и родившиеся в бывшем СССР. На практике эта поправка будет использоваться как лазейка для обеспеченных граждан братских республик, желающих быстро и без хлопот переехать в нашу страну.
Иммигранты будут по-прежнему работать в России нелегально, а оборотни в погонах сохранят за собой долю в весьма выгодном бизнесе. Ущерб от этого вновь понесет государство, которому иммигранты не заплатят налоги, и низкоквалифицированные российские граждане, которые не могут конкурировать с дешевой нелегальной рабочей силой.
Остается и вопрос о мобильности собственной рабочей силы. Государство не делает ничего для поддержки внутренней миграции, а многие региональные администрации прямо этому препятствуют. В результате в успешных регионах пустующие рабочие места занимают нелегальные иммигранты, а в бедных поддерживается раздутая госслужба, последнее пристанище для местных жителей.
Ведомости ,
25.09.2003