|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Крылья Кожина
24.09.2003 00:01
Внешне проект слияния "Пулково" с "президентской" авиакомпанией "Россия" выглядит очень пристойно. Объединенный авиапарк перевалит за 90 судов (с учетом новых закупок) и будет уступать только "Аэрофлоту", имеющему 111 самолетов. Непонятно только, кто будет владеть российским авиаперевозчиком N 2. КОГО КУДА ВОЛЬЮТ? Когда объединение затевалось, премьер Михаил Касьянов не решился расставлять приоритеты. В поручении правительства от 31 августа 2002 года за N МК-П10-12714 говорилось лишь о создании объединенного авиапредприятия "на базе имущественных комплексов" ГТК "Россия", компаний "Пулково" и "Калининградавиа". Еще оговаривалась организационно-правовая форма - федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП). С "тройственным союзом" все было просто - либо создавать совсем новую компанию, либо в одну (центральную, конечно) вливать две другие (периферийные). Но авиаторы из анклава "отвалились", и ответ на вопрос, кого к кому, стал неочевиден. И вновь правительство не рискнуло высказывать предпочтения. 10 июня 2003 года в протокол Межведомственной комиссии после слов "признать целесообразным" попала предыдущая формулировка: "на базе имущественных комплексов". Хотя к этому времени аргументы сторон нашли свое отражение в виде толстенных технико-экономических обоснований (ТЭО). Прежде чем сформулировать их, начальники "России" и "Пулково" ездили друг к другу в гости, много раз совещались, но к единому мнению так и не пришли. Трехтомник, в январе представленный питерцами Правительству РФ, предлагал присоединить "Россию" к "Пулково". Управление делами президента, владеющее ГТК "Россия", и его глава Владимир Кожин выдвинули иное мнение. Причем директор "России" Николай Шипиль питерский проект читал. А руководство "Пулково" о существовании альтернативного ТЭО узнало только из заявления главы пресс-службы Управделами Виктора Хрекова. ПЛЮС НА МИНУС Касьянов и его подчиненные стоят перед непростым выбором. "Россия" - в буквальном смысле слова президентская компания. Еще в марте 1992-го Борис Ельцин распорядился создать отдельный авиаотряд гражданской авиации для перевозки высших должностных лиц России. Впоследствии по инициативе управделами Павла Бородина решили гасить убытки от перевозок государственных мужей обычными полетами, и у ГТК "Россия" появилось коммерческое крыло. Однако расчет не оправдался: из-за своей коммерции "Россия" еще больше увязла в долгах. По одним данным, в июне кредиторы ждали от нее 750 миллионов рублей. По другим - на конец августа задолженность достигла 900 миллионов. Сведения приблизительны: разобраться в бухгалтерии Управления делами президента не так-то просто. А "Пулково" 2002 год завершило с прибылью в 1 миллиард 200 миллионов рублей. Экономика вопроса вообще не допускает двух мнений. При сопоставимой численности "бортов" (44 у "Пулково" и 39 у ГТК "Россия") москвичи перевезли за весь 2002 год 400 тысяч человек, "Пулково" за 7 месяцев 2003 года - 1,2 миллиона только собственным авиапарком. Общий объем перевозок у Питера в 10 раз больше. ГТК "Россия" имеет несколько современных самолетов, соответствующих даже новым европейским стандартам, и одновременно эксплуатирует морально устаревшие ИЛ-62М (надежные лайнеры, но сжирают тройной объем топлива). Самых популярных на внутрироссийских линиях машин ТУ-154М у "Пулково" - 16, у "России" - 5. Эксперты научно-методического центра "Аэропрогресс" недавно вообще поставили "Пулково" по эффективности (рентабельность плюс чистый доход) выше остальных крупных авиапредприятий России, включая "Аэрофлот". При том, что последний иначе платит таможенные пошлины, не говоря уже о 260 миллионах долларов в год, получаемых по "советскому" наследству за пролет чужих самолетов через пространство Родины. Не имеющее такой подпитки "Пулково" своих маленьких чудес добилось за счет "внутренних резервов": толковой команды управленцев и ее "смычки" с народом. ЛАБАЗИН, ОТДАЙ ДЕНЬГИ! Деньги в авиапредприятии "Пулково" не задерживали ни на один день даже в самый лихой дефолт. При штате в 7650 работников средняя зарплата - 14,5 тысячи. Питерские летчики остались настолько далеко в социализме, что недавно прислали в местную газету обиженное письмо: мол, авиапредприятие не дает нам бесплатных квартир, разберитесь, пожалуйста. "У нас очень мощный коллективный трудовой договор, - объясняет профсоюзный лидер "Пулково" Анатолий Лабазин. - Сейчас его пытаются перенять все остальные авиапредприятия страны. Люди сами всегда решали, как жить, сколько и на что тратить. Знаете, какие были дебаты на собраниях, когда мы покупали новые лайнеры и отправляли машины в Англию на оборудование бизнес-салонов? Но мы убеждали людей: потерпите. Вот встанем на ноги, и деньги, которые вы недополучили сегодня, завтра вернутся к вам с прибылью". Согласившись, люди защищали казенное "Пулково", как свое. Собчак в 1992-м хотел приватизировать, разделив на два АО, "летное" и "наземное", - отговорили Собчака. Пошедшее по такому пути "Домодедово" развалилось, и двумя годами позже в авиагородке покойный ныне мэр признал: "Вы были правы, я ошибался". Чубайс в 96-м затеял приватизацию - коллектив опять встал грудью: "Не отдадим!" Подключили профсоюзных боссов Шмакова и Макарова, питерских депутатов Госдумы, дошли до Селезнева - и в итоге своего добились: Дума исключила "Пулково" из списка объектов приватизации. Сейчас авиаторы "гудят" из-за того, что Касьянов реанимировал распоряжение времен Черномырдина: всем ФГУПам передать объекты жилкомхоза и соцкультбыта со своего баланса в муниципальную и государственную собственность. Ведь у "Пулково" пансионат на Черном море, детский лагерь, медсанчасть, гостиница, Дом культуры, роскошный спортивный комплекс. А прослышав, что в Москве насчет объединения будто бы все решено и авиапредприятие теряет самостоятельность, народ вообще ломанулся в профком: "Лабазин, отдавай наши деньги! Мы для кого, для дяди пояса затягивали?" МИНИСТЕРСТВО В МИНИСТЕРСТВЕ На самом деле никто доподлинно не знает, решило ли правительство что-нибудь или еще нет. Если решение принято в пользу "России", вряд ли кто в Питере узнает о нем в ближайшие две недели, а то и месяц. Ведь 7650 голосов "пулковчан" - серьезный избирательный ресурс: Собчаку стольких голосов хватило бы, чтобы в 96-м не проиграть губернаторские выборы. Если питерцам свой вариант слияния отстоять не удастся, то самый интересный вопрос - в чье ведение отойдет новое ФГУАП (предположительное название - "Союз"). Все ясно пока только с "президентской" частью проекта. Авиапредприятие, созданное в форме федерального государственного учреждения, будет по-прежнему принадлежать Управлению делами президента, получать деньги из бюджета на "спецперевозки", а осуществлять и обеспечивать их авиапарком, полученным в оперативное управление от объединенного ФГУАПа. С будущим компании "Россия"+ "Пулково" не ясно ничего. Сейчас "Россия" целиком находится в юрисдикции Владимира Кожина. Однако, если верить последним заявлениям Виктора Хрекова, ведомство стремится оптимизировать свою работу и заниматься только "своими непосредственными обязанностями". Для чего "Россию" коммерческую в обозримом будущем передаст Минтрансу. Ссылка на Минтранс, как будущего владельца, есть и в протоколе последнего совещания Межведомственной комиссии от 10 июня. Да и по авиарынку России гуляет слух, что перевозчик номер 2 сохранит государственный статус и впоследствии ему передадут все остальные мелкие ГУПы-"Кавминводыавиа", "Дальавиа" и т.д. ПЕРВАЯ СТОЛИЧНАЯ ФУНКЦИЯ Сценарий выглядит достаточно правдоподобно. И все же есть несколько "но". Если "есть мнение" создать в недрах Минтранса единое всероссийское предприятие (аналог бывшего Министерства гражданской авиации), то должна существовать какая-то программа - утвержденная, согласованная, подкрепленная средствами. Однако в основе объединения "Пулково" с ГТК "Россия" такой программы нет. Есть только распоряжение правительства "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Президента РФ от 2 марта 1992 года N97-рп "Об организации обеспечения выполнения полетов отдельным авиаотрядом гражданской авиации Министерства транспорта РФ". И протокол от 10 июня - называется "О мерах по совершенствованию обеспечения авиаперевозок высших должностных лиц РФ". На программу для столь конкретного вопроса, как создание крупнейшего в России авиапредприятия, согласитесь, не тянет... Есть и другие основания сомневаться, что Управление делами президента быстро и легко расстанется с "Россией". В 10 минутах езды от Пулково стоит Константиновский дворец, принадлежащий ведомству Кожина вместе со всеми супергостиницами президентского класса. Интерес к зданиям Института растениеводства и Госархива в центре Питера тоже имеет, по слухам, "гостиничную" подоплеку. В "Пулково" скорее готовы поверить, что Кожин хочет прибрать поближе к Управлению принадлежащую авиапредприятию территорию - огромную и, как говорят знатоки, очень перспективную. Верят здесь и в то, что возможное вливание "Пулково" в ГТК "Россию" позволит избежать вопросов о причинах образования огромных убытков "президентской" авиакомпании. А вот аргумент "Госперевозчик должен базироваться в Москве" всерьез не воспринимает никто. Разве после 300-летия Петербурга президент не обещал передать на север часть столичных функций? "Вот пусть с нас и начинает", - смеются авиаторы сквозь стиснутые зубы.
Московские новости ,
24.09.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |