В России появилось крупнейшее акционерное общество. Коллегой РАО «ЕЭС» и «Газпрома» стало ОАО «Российские железные дороги», постановление о создании которого в минувшую пятницу подписал премьер-министр Михаил Касьянов. Декларируемая цель новой структуры - улучшить качество обслуживания пассажиров и скорость перевозки грузов. Однако это лишь планы. В ближайшие несколько лет пассажиры по-прежнему будут ездить в разбитых вагонах.
Инициатором реформы железнодорожного транспорта стал экс-министр путей сообщения Николай Аксененко. Однако Аксененко было не суждено дождаться конца реформы - из-за скандала он покинул пост министра. Осенью 2001 года ему было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 286 УК РФ - 'превышение должностных полномочий, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба государству на сумму более 70 миллионов рублей'. Реформа была одобрена Михаилом Касьяновым в мае 2001 года. От варианта, который премьер разработал при участии Аксененко, реформа почти неотличима. К весне этого года была создана законодательная база и началось непосредственно создание ОАО «РЖД» как хозяйствующего субъекта.
Реструктуризация МПС преследует благородные цели: необходимость создания конкурентной среды на рынке железнодорожных перевозок, обновление парка вагонов и улучшение качества сервиса. Для самой же отрасли реформа - это прежде всего способ получения необходимых инвестиций.
Пока не совсем понятно, захотят ли инвесторы вкладывать деньги в ОАО «РЖД», если 100% акций будет у государства. Министерство по антимонопольной политике уже начало присматриваться к новой компании, подготовив проект правительственного постановления «О развитии конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок». Однако в МПС успокаивают - «конкуренты появятся через какое-то время», а инвестирование будет идти через многочисленные дочерние предприятия.
Новая сверхмонополия начнет функционировать уже в следующем месяце. Одновременно с этим начнется плавная ликвидация Министерства путей сообщения - функции МПС будут размыты между РАО «РЖД» и Минтрансом. По плану через год с небольшим МПС вольется в Минтранс и ликвидируется. По словам источника в Минтрансе, то, что останется от МПС, будет иметь те же функции и полномочия, которые имеет сейчас Госслужба гражданской авиации (ГСГА): лицензирование и контроль за перевозками, координация отрасли и отстаивание государственных интересов (70% гражданских и 90% армейских грузов ездят в России по железным дорогам). Таким образом, в России останется лишь одно министерство-монополист - Минатом.
Уже сегодня есть все основания полагать, что ОАО «РЖД» в самом скором времени вступит в конфронтацию с РАО «ЕЭС» - не раз руководители МПС обвиняли энергетиков в незаконном завышении тарифов для железнодорожных перевозок. Теперь, когда железнодорожные перевозки станут бизнесом, а в руках у ОАО 'РЖД' окажется масса инструментов (например, РАО сможет поднять тарифы на перевозку угля на электростанции или задержать поставки), чтобы сделать РАО «ЕЭС» сговорчивее, конфликт может обостриться. Пострадает в результате и население России, которое либо замерзнет по вине РАО 'РЖД', либо застрянет в пути по вине РАО 'ЕЭС', которое может обесточить железнодорожные линии за долги.
Что касается остальных пассажиров, то они по-прежнему будут ездить в разбитых вагонах. Вновь образованная структура обещает не идти на такие непопулярные меры, как резкий рост тарифов для населения или прекращение железнодорожного сообщения на неперспективных направлениях. Деньги планируется зарабатывать по старинке - на грузоотправителях, за счет которых и дотируются перевозки населения. Процесс уже начался, и наряду с ростом тарифов улучшения качества пока не наблюдается. 'Отправителям удалось добиться признания ответственности МПС за срывы поставок, но ничего не сделано для ускорения доставки грузов', - заявил в интервью агентству РБК вице-президент Международного союза металлургов Алексей Хоружий. 'При реформе МПС сохраняет за собой возможности для злоупотреблений своим монопольным положением', - считает Леонид Никитин из компании «Современные бизнес-технологии».
СПРАВКА
Реформа МПС
Реформа МПС предусматривала разделение функций госуправления и хозяйствующего субъекта и была рассчитана на период 2002-2010 годов. Парадокс в том, что подготовка реформ поручена объекту реформирования - Министерству путей сообщения. Всего подвижной состав РФ насчитывает 635 тысяч единиц, из которых 612 тысяч - грузовой парк (вагоны, платформы, цистерны) и только 23 тысячи - пассажирский. На долю госнужд (МВД, Минобороны РФ и т.д.) приходится 0,8% от общего объема грузовых перевозок в стране. Более 99% всех грузовых перевозок МПС выполняется в интересах акционерных обществ и частных компаний. Износ подвижного состава в России - 60%.
Начальник железных дорог
Пока официально не объявлено, кто возглавит ОАО 'РЖД'. По словам источника в МПС, 'в структуре руководства ОАО 'РЖД' существуют два ключевых поста: президент и председатель совета директоров. Президентом, скорее всего, станет Геннадий Фадеев, но назначат его одновременно с председателем совета директоров. В качестве кандидатур на пост президента компании также рассматривались бывший министр путей сообщения Николай Аксененко и первый заместитель Фадеева - Владимир Якунин'. Что касается кандидатур на пост председателя совета директоров, то 'это будет кто-то из правительства', считает источник ГАЗЕТЫ в МПС. По его словам, рассматриваются кандидатуры вице-премьеров Виктора Христенко и Бориса Алешина, заместителя главы администрации президента Дмитрия Козака и министра транспорта Сергея Франка.
ОАО 'РЖД' - крупнейшее
На сегодняшний день ОАО 'РЖД' является крупнейшим акционерным обществом в России - уставный капитал ОАО 'РЖД' составляет около 1 трлн. 535 млрд. 700 млн. рублей (около 50 млрд. долларов). На баланс 'РЖД' передается имущество 987 предприятий. Для сравнения, уставный капитал другой естественной монополии, РАО «ЕЭС» - 151 млрд. рублей. А у «Газпрома» - 118 млрд. 367 млн. 546 тыс. рублей.
Газета ,
22.09.2003