В борьбе за лидерство в российском судостроении вперед вырвалась группа компаний ИСТ. Выкупив у бывшего врага – компании «Караван звезд», 17,36% акций «Балтийского завода», ИСТ нанесла серьезный удар по позициям противостоящего холдинга «Новые программы и концепции».
Выкупив акции у «Каравана звезд», группа ИСТ увеличила размер своего пакета акций «Балтийского завода» до 88,2%.
Таким образом, владельцы группы, главными из которых называют бывшего первого вице-премьера Алексея Большакова (ныне занимает пост председателя совета директоров ИСТ) и предпринимателя Александра Несиса, практически обеспечили неуязвимость своих позиций на «Балтзаводе».
Оставшиеся менее чем 12% акций распылены среди тысяч мелких акционеров. Вот и весь максимум, на который отныне может рассчитывать ведущий борьбу с ИСТ глава холдинга «Новые программы и концепции» (НПК) Борис Кузык (бывший помощник президента Ельцина по промышленности) и поддерживающий его глава Межпромбанка Сергей Пугачев. Вместе с «Караваном» они еще могли набирать блокирующий пакет и мешать реорганизационным планам ИСТ, теперь же могут рассчитывать от силы на одно место в совете директоров. Правда, есть еще «золотая акция» правительства, которой от его имени голосует чиновник Минимущества Алексей Долотов.
Между тем конфликт, разгоревшийся между владельцами «Балтийского завода» и подконтрольной НПК «Северной верфью» из-за контракта на постройку двух эсминцев для ВМС Китая, далек от завершения.
Контракт на $1,4 млрд, напомним, несколько раз переходил из рук в руки, но в конце концов по решению премьера Михаила Касьянова был передан «Северной верфи». Не удалась и попытка проигравших борьбу «балтийцев» использовать свою монополию на производство котлов и ряда других комплектующих для эсминцев. Президент группы ИСТ Александр Несис и гендиректор «Балтзавода» Олег Шуляковский, сославшись на допущенные в ходе строительства нарушения, просто отказались поставлять оборудование на «Северную верфь».
Однако после вмешательства прокуратуры Петербурга, курирующего «оборонку» вице-премьера Бориса Алешина и самого Владимира Путина «истовцы» уступили. В конце августа котлы для эсминцев на «Северную верфь» были поставлены. Взамен «балтийцы» получили возможность контролировать качество других изделий, идущих на комплектование энергосиловой установки, и соблюдение технологий строительства. Все же, по мнению аналитиков, раунд остался за НПК.
«После того как на встрече с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности (она состоялась 12 августа в Кремле – «Газета.Ru») Владимир Путин попросил Шуляковского поставить котлы и те были поставлены, чаша весов ощутимо качнулась в сторону НПК», – заявил «Газете.Ru» глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
Теперь же, договорившись с «Караваном звезд», группа ИСТ, по мнению Пухова, сумела отыграть утраченные позиции: «Чаши весов вновь уравновесились, а пожалуй, даже качнулись в сторону ИСТ… Борьба ведется сразу на нескольких направлениях, и ИСТ, с честью выйдя из достаточно сложной ситуации, заявила себя мощным игроком».
Сделка с «Караваном» действительно выглядит победой ИСТ. Принадлежавшие «караванцам» 17,36% акций серьезно раздражали владельцев контрольного пакета. Так, в марте 2003 года миноритарии добились проведения внеочередного собрания акционеров завода, на котором потребовали переизбрать весь состав совета директоров. Причем голосовал принадлежащим «Каравану» пакетом не кто-нибудь, а замгендиректора НПК, председатель совета директоров «Северной верфи» Андрей Дутов. Впрочем, предложение не прошло.
А уже в июне, на следующем собрании акционеров, «Караван звезд» перешел на сторону ИСТ, проведя в совет директоров сразу трех своих представителей. Одним из которых, кстати, оказался гендиректор завода Шуляковский.
К тому моменту владельцы «Каравана» уже сделали окончательный выбор в пользу ИСТ. Предшествовавшее же ему сотрудничество с НПК эксперты объясняют попыткой «сыграть на межимпериалистических противоречиях».
По неофициальной информации, с НПК владельцы «Каравана» не сошлись в цене. Выкладывать за миноритарный пакет «Балтийского завода» серьезные деньги Пугачев отказался, а от оплаты «услугами» отказались уже сами «караванцы». Первый зам гендиректора Рособоронксэпорта Сергей Чемезов, в близости к которому подозревают «Караван звезд», не тот человек, которого нужно сводить, к примеру, с Владимиром Путиным. Он сам его знает еще со времен ГДР.
А вот с ИСТ договорились. Пресс-служба ИСТ сообщила, что условия сделки не разглашаются ее участниками «по достигнутой взаимной договоренности», и назвать сумму сделки директор департамента внешних связей ИСТ Антон Лаптев отказался. Один из сотрудников группы сообщил лишь, что в ИСТ довольны суммой. Напомним, в 1998 году 16% акций «Балтийского завода», которые впоследствии и составили большую часть пакета «Каравана», были приобретены Межрегиональным инвестиционным банком за $6 млн. Теперь же сумма, скорее всего, была меньшей.
Решив внутреннюю проблему, группа ИСТ получила возможность полностью сосредоточиться на укреплении своей «Балтийской объединенной судостроительной компании» (БОСК).
В состав БОСК предполагается включить крупнейшие судостроительные предприятия региона, что позволит превратить ее в крупнейший судостроительный холдинг России. Аналогичную задачу ставит перед собой и НПК, однако с сегодняшнего дня шансы ИСТ заметно увеличиваются. По мнению Руслана Пухова, укрепив свои позиции на «Балтийском заводе», ИСТ сможет куда увереннее претендовать на объединение в БОСК не только уже подконтрольных ей активов, но и самой «Северной верфи». Ну, а в крайнем случае сможет продать контроль над БОСК значительно дороже.
Впрочем, глава департамента внешних связей ИСТ Лаптев против того, чтобы связывать сделку с «Караваном звезд» с борьбой с НПК: «Это просто продолжение общей стратегии по консолидации активов. Мы увеличиваем свою долю и в других предприятиях группы, и ничего необычного в этом нет». В мирный исход дела, однако, пока верится с трудом: свой «плацдарм» в акционерном капитале контролируемой НПК «Северной верфи» (около 18,8%) ИСТ сохранила.
Газета.Ру ,
11.09.2003