"Во время отпуска, который президент с семьей проводил в городе Белокуриха, Владимир Путин посетил мараловую ферму, музей Василия Шукшина, конехозяйство, сплавился на рафтах по горной реке и побывал в гостях у известного артиста Михаила Евдокимова", - в телеграфном стиле сообщили информагентства. И хотя было известно, что даже на отдыхе президенту придется решать серьезные государственные вопросы, сердце рядового гражданина должно было, вероятно, тронуть, что и о культуре глава государства не забыл. В свете только что приведенной цитаты можно сказать, что культура - единственная область, в которой Путин унаследовал стиль предшественника - излюбленную Ельциным систему противовесов. Одни (по идее) полюбят его за Евдокимова, другие оценят визит к Шукшину. Так, вероятно, и задумывалось составителями "культурной программы".
Спорить о вкусах - единственное удовольствие для человека, посвятившего свою жизнь художественной критике. О вкусах президента приходится спорить еще и потому, что президент - фигура политическая, то есть - общественная.
Из встреч президента с мастерами культуры, из каких-то публичных его замечаний на "эту тему" ничего ясного вывести не удается. Смущает всеядность, а если говорить определеннее и жестче - неразборчивость.
Итак, во время краткосрочного отпуска на Алтае глава государства побывал на родине Шукшина в селе Сростки, в 100 км от Белокурихи, ставшей "базой отдыха" президента. А вскоре после того - навестил пародиста Евдокимова.
В Сростках Путин возложил цветы к памятнику писателя, режиссера и актера, осмотрел экспозицию музея. В комментариях информация путается с идеологией. По сообщению информагентства "REGNUM", большое впечатление на Путина произвел рассказ о Шукшине руководителя музея Лидии Чудновой. У входа в музей президента встречали местные жители.
Поездка "к Шукшину" представлена как собственная инициатива президента. В случае же с Евдокимовым президент не смог отказать человеку, который пригласил его в родное свое село.
Как сообщает РИА "Новости"-Сибирь, Евдокимов пригласил Путина на обед. И в один из дней президент приехал в село Верхне-Обское. Евдокимов показал президенту свой дом, а после обеда Путин в сопровождении артиста совершил небольшую прогулку по реке на катере, который в обычные дни используется как речной трамвай. Как переправлялись в это время местные жители, информагентство умалчивает. Но без идеологической подоплеки обойтись не удалось. В финале всех рассказов о поездке к Евдокимову появляется державный пафос, вроде бы неуместный (ведь на другом "конце провода" - пародист, неизменный участник бесконечных "Аншлагов"): "Место, где находится село, известно во всей Сибири. Здесь сливаются реки Катунь, Бийя, отсюда берет начало река Обь". И вроде бы просто обед и прогулка президента с артистом вдруг приподнимается над бытом и обретает высокий смысл.
Впору вспомнить, что отношения президента с Евдокимовым имеют долгую, отчасти сентиментальную историю. Евдокимов был среди тех, кто сопровождал Путина в новогодней поездке в Чечню - в его новом качестве и.о. президента России. Кроме Евдокимова в поездке с Путиным тогда побывали Розенбаум, Боярский и Галкин. Можно сказать, что в войска и не нужно брать серьезных артистов, но почему-то вспоминается, как на фронт выезжали бригады Художественного театра и даже солистов Большого. И потому поездка эта провоцировала на то, чтобы в этой компании увидеть вкусы нынешнего президента. К слову, с тех пор несколько изменился президентский совет по культуре; из него, в частности, вывели Марка Захарова и ввели Ларису Долину и Николая Расторгуева.
Получается, что Государственные и Президентские премии президент вынужденно дает одним, по традиции - представителям "высокой" культуры, в то время как нравится ему, кажется, совсем другое. В таком раздвоении есть и положительные и отрицательные стороны.
За судьбу "Аншлага" в этом случае можно не беспокоиться. А вот академическим театрам и симфоническим оркестрам уповать остается на Бога. Премии и гранты, разумеется, хорошая вещь, но годятся они больше для утоления голода, каких-то разовых затей и, конечно, обычной в России заботы "друг о друге". Академическая культура на них не выживет.