По прогнозу Центробанка, в этом году отток капитала по линии частного сектора составит 5,2 млрд. долларов, а в следующем - 8,6--8,8 млрд. Эти деньги компании вывозят за границу в виде кредитов, инвестиций или активов. Случается, что туда уезжают сами менеджеры или акционеры. Иногда надолго, иногда навсегда. В России это происходит все чаще и не без последствий для экономики.
На счету Голдовского - 700 миллионов долларов
Первым бизнесменом, покинувшим Россию по политическим мотивам, был экс-президент "СИБУРа" Яков Голдовский. Просидев 9 месяцев в Бутырской тюрьме, он переехал в Австрию, где по сей день отдыхает от российского бизнеса.
Жаловаться на вынужденную эмиграцию Голдовскому не приходится. Россию он покинул с приличными "отступными", которые "Газпром" был вынужден заплатить за акции нефтехимических предприятий. Ими владела контролируемая Голдовским Газонефтехимическая компания (ГНК).
История взлета и падения бизнесмена такова. В 2000 году "Газпром" осуществил давнюю мечту и создал собственный нефтегазохимический бизнес-холдинг "СИБУР". Его активами должны были стать доли ГНК в "Сибнефтегазпереработке" и 10 российских ГПЗ, а также контрольные пакеты акций более дюжины химпредприятий России. В процессе становления "СИБУРа" его главным акционером с долей 38% должен был стать "Газпром". ГНК за внесенные активы также получала крупный пакет акций холдинга, а сама превращалась в сервисного оператора и инвестора "СИБУРа".
Однако эти планы не сбылись. В январе 2002 года Голдовского арестовали и обвинили в хищении имущества, злоупотреблении полномочиями, отмывании незаконно полученных средств и использовании подложного
документа. Свободу первый президент "СИБУРа" обрел лишь прошлой осенью, после того как согласился уступить "Газпрому" практически всю свою нефтегазохимическую собственность. В финансовом отчете газовой монополии говорится, что Голдовский получит от "Газпрома" с рассрочкой в несколько лет почти 700 млн. долларов. А собеседники ГАЗЕТЫ, знакомые с экс-главой "СИБУРа", уверены, что Яков Голдовский скоро вернется в российский нефтегазохимический бизнес.
Режимный экспорт
Бывший заместитель главы «Газпрома» по безопасности, режиму и кадровой политике Сергей Лукаш до февраля этого года считался вторым человеком в газовой монополии. Офицер действующего резерва ФСО пришел в "Газпром" в сентябре 2001 года - через три месяца после назначения главой компании Алексея Миллера. Протекцию Сергею Лукашу оказывал глава службы безопасности президента Виктор Золотов, а главной задачей газпромовского кадровика стала зачистка команды Рема Вяхирева.
Зачистка обернулась высокоприбыльным бизнесом. В желающих заполнить образовавшиеся вакансии «профессиональными менеджерами» недостатка не было, причем за вхождение в систему российского газового бизнеса они готовы были платить. Как утверждали собеседники ГАЗЕТЫ, "входной билет" в кабинет руководителя газпромовских структур в зависимости от их доходности стоил от 5 до 20 млн. долларов. Не знать о существовании такой системы главный кадровик компании просто не имел права.
Сам Сергей Лукаш тоже участвовал в пополнении кадрового резерва газпромовских структур. К его протеже, в частности, относили экс-главу «Газэкспорта» питерца Олега Сиенко (он сменил на этом посту сына Рема Вяхирева Юрия), а также бывшего руководителя «Межрегионгаза» Николая Горновского.
Последний, как утверждают источники ГАЗЕТЫ, уже несколько месяцев находится в Испании. Там же, кстати, почти все лето провел и сам Сергей Лукаш. Но если он выбрал Европу в лечебных целях (практически одновременно с уходом из "Газпрома" кадровик компании сломал ногу), то Николаю Горновскому Евросоюз помог сохранить не только здоровье. Практически сразу после отставки экс-главы "Межрегионгаза" руководство "Газпрома" обнаружило, что потеряло контроль над агрохимической корпорацией "Азот". За возврат 53% этой компании представители газовой монополии готовы были заплатить более 40 млн. долларов. Однако говорить о том, что сделка завершена, пока рано.
Газета ,
1.09.2003