Торжественное подписание Высокими Договаривающимися Сторонами Манежной конвенции о честных выборах послужило очередной иллюстрацией к апостольскому слову "Пришел закон и умножился грех". Ритуальное мероприятие "Выборы-2003" совпало по времени с окончанием лета и началом вполне уже реальной политической борьбы, когда политики, домогаясь народной благосклонности, пускаются во все тяжкие - безотносительно к тому, подписывали они там в Манеже какие-то глупости или не подписывали.
Хотя партия "Яблоко" и отказалась подписывать конвенцию, неверно было бы сравнивать Г.А. Явлинского с другим отказником по части конвенций - М.С. Паниковским. Ведь отказник Михаил Самуэлевич считал себя не связанным условиями конвенции, тогда как отказник Григорий Алексеевич, напротив, от юности своей исполнял все прописанные в ней требования - и даже много более строжайшие. Поэтому его отказ был вполне логичен - "Зачем мне давать подписку о невыезде, я и так никуда не езжу". Тем более странным было то, что сразу после указания на имманентную чистоту "Яблока", которое никуда не ездит, руководитель яблочного предвыборного штаба С.С. Митрохин немедленно поехал - и притом с чрезвычайным драйвом.
Разоблачая козни А.Б. Чубайса и аггела его Л.Я. Гозмана, Митрохин не ограничился указаниями на то, как РАО "ЕЭС" пытается коррумпировать представителей гражданско-демократических, предлагая им 200 тыс. у.е. за отречение от учителя праведности - "отчаянный Петромихали выдвинул с необыкновенною силою из-под кровати сундук, и страшная куча золота грянула к ногам руководителя новосибирского "Яблока" С. Арасланова", - но и указал на происхождение страшного золота. Согласно Митрохину, в морозы менеджеры РАО "ЕЭС" из корыстных соображений специально понижали температуру в жилищах - "Они экономили на топливе, а потом получали значительные прибыли, когда граждане покупали в больших количествах электроприборы".
Сколь можно понять, корыстные менеджеры наживались на поставке электричества в жилища, где были включены электрокалориферы, но проблема в том, что перерасход электричества, идущего на отопление, приводил к соответственному перерасходу топлива на генерирующих мощностях, так что об экономии топлива говорить затруднительно. Неясно и куда менеджеры девали тепло, образующееся на ТЭЦ, работающих от повышенного энергопотребления на предельном режиме, - вероятно, вредительски отапливали атмосферу, лишь бы это тепло не дошло до жилищ граждан. Это не говоря о том, что сам способ наживы довольно рискованный. Мощность электросетей не беспредельна, и если граждане поголовно включают мощные калориферы, сеть просто вылетает, а менеджерам приходится за счет РАО восстанавливать электроснабжение, отчего им вместо прибылей выходят одни убытки. Когда начяблштаба Митрохин говорит: "Я с нетерпением жду, когда господин Гозман на меня в суд подаст. Мы из суда устроим показательный процесс, процесс века над менеджментом РАО "ЕЭС", его нетерпение можно разделить. Если судоговорение будет сопровождаться демонстрацией столь глубоких познаний в тепло- и электротехнике, это и вправду будет процесс века.
Вероятно, появление у СПС оппонента, степень злобы которого явно не соответствует уму, породило у лидеров правых сил желание и дальше дразнить С.С. Митрохина, дабы злоба окончательна лишила его остатков рассудительности. Только такой коварной тактикой можно объяснить сообщение Б.Е. Немцова, отвечающего, по его словам, "не только за партию, но и за деньги", о том, что "в бюджете СПС на черный пиар не предусмотрено ни копейки". Естественно, что в том бюджете, который подается в Минюст и т. Вешнякову А.А., странно было бы отдельной строкой прописывать расходы на черный пиар, который потому и черный, что в официальных документах не значится. Если же иметь в виду не филькины грамоты, а непростую жизненную правду, то бдительного С.С. Митрохина могло навести на черные мысли то обстоятельство, что замначштаба в СПС служит М.А. Литвинович, сроду ничем, кроме вышеназванного пиара, не занимавшаяся. Разве что в СПС девушку решили перевоспитать - "Ни копейки на черный пиар в бюджете нету, пиарь по-белому". С другой стороны, в бюджете самых прозрачных компаний, интересы которых столь рьяно защищают яблочники, не выключая и С.С. Митрохина, взятки депутатам тоже отдельной строкой не прописаны, что, однако, нимало не мешает этим компаниям прозрачно пробуждать гражданскую совесть депутатов рекомендательными письмами за подписью князя Хованского.
Но цивилизованная предвыборная борьба в стане демократов - это невинные детские игры по сравнению с тем, что вскоре может начаться в левом стане, ибо публицист С.Л. Доренко призвал КПРФ возглавить буржуазную революцию, заключающуюся в экспроприации этих самых прозрачных компаний, и в видах революции был бы не прочь баллотироваться в Думу по спискам компартии - "Это дало бы мне возможность говорить с трибуны ГД".
Картина, пророчески описанная автором нашего национального гимна С.В. Михалковым в стихотворении про то, как "В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора", а именно - "Доренко тащит г...номет, // Сейчас он вступит в бой. // Висит плакат: "Долой господ, // Помещиков долой" - это вам не Митрохин с Гозманами, тут вечно будет ленинское сердце клокотать у революции в груди, сильно способствуя реализации сухаревской конвенции. Несчастие же Г.А. Зюганова в том, что, судя по всему, он действительно вляпался в какие-то надежные финансовые схемы. Иначе трудно объяснить то обстоятельство, что клиенты Б.А. Березовского А.А. Проханов и С.Л. Доренко выплясывают на коммунистической ниве удивительные антраша, а Геннадий Андреевич принужден в упор не видеть столь дерзкой потравы посевов.
И только центристы последовательно проводят принципы конвенции в жизнь. Первый вице-спикер Думы Л.К. Слиска призвала отменить обязательное декларирование кандидатом своего имущества -- "Зачем избирателю, живущему за чертой бедности, знать о нескольких "Мерседесах" кандидата? Он только лишний раз раздражаться будет. А в выборах участвуют в основном бизнесмены и состоятельные люди". Слиске почему-то не пришла в голову та простая мысль, что если состоятельный кандидат по какой-то причине желает завоевать голоса бедняков, то ради этого дела он может пойти и на известные жертвы, ограничив свой личный автопарк одним "Мерседесом".
М. Соколов, Известия ,
29.08.2003