С этой недели частные клиенты российских банков могут больше не беспокоиться о том, что информация об их финансовых операциях станет известна налоговикам, а у банкиров уменьшится бумажной работы. Финансистов новость порадовала, хотя банки давно научились обходить это требование.
Вчера администрация президента сообщила, что 25 июля Владимир Путин подписал указ, освободивший кредитные организации от обязанности информировать налоговые органы обо всех операциях физических лиц на сумму от $10 000.
23 мая 1994 г. Борис Ельцин подписал указ N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей". Указ был принят для противодействия отмыванию денег и уклонению граждан от уплаты налогов. Указ, в частности, обязывал банки "информировать налоговые органы о совершении физическими лицами (включая нерезидентов) операций на сумму, эквивалентную $10 000 и выше". За неисполнение этого требования банкам грозили санкции ЦБ и штрафы налоговой инспекции.
По словам президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, банки "достаточно добросовестно" выполняли требование об информировании МНС и из-за этого "сдавали целый ворох бумаг", либо их клиенты "были вынуждены дробить операции", чтобы каждая проводка не подпадала под действие указа. "Это была лишняя работа, которая не давала никакой пользы, но создавала массу головной боли и бумажной работы, - говорит Тосунян. - Указ все равно не работал - потому что такой объем информации ни переварить, ни отследить невозможно". С Тосуняном солидарен президент Ассоциации региональных банков "Россия" Александр Мурычев: "Это было пустое решение, которое никакой экономической пользы не приносило. Указ все равно не работал, кому [из вкладчиков] нужно было уходить от налогов, дробил суммы и имел разные счета".
Банкиры давно просили отменить указ Ельцина, который, по их мнению, не способствовал доверию граждан к банкам - ведь им приходилось осуществлять фискальные функции по отношению к своим вкладчикам. В некоторых банках признавались, что предпочитают хранить банковскую тайну и не сообщать ничего в МНС. Как отмечал Тосунян в письме руководителю администрации президента Александру Волошину, требование указа противоречит действующему законодательству, разрешающему раскрывать данные о движении средств по частным счетам только самим вкладчикам, суду и при согласии прокурора органам предварительного следствия.
ЦБ банкиров поддерживал, но против выступали Минфин и МНС, считавшие, что до создания механизма противодействия отмыванию денег и принятия соответствующего закона отменять указ Ельцина преждевременно. После того как в 2002 г. вступил в силу закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и был создан Комитет финансового мониторинга (куда банки сообщают о сомнительных сделках) , финансисты вновь забросали все инстанции своими обращениями. А вчера администрация президента сообщила, что с 25 июля указ Ельцина утратил силу. "Банки восприняли это с чрезвычайным оптимизмом, - говорит Мурычев. - Теперь на них остается лишь обязанность информировать КФМ о сомнительных сделках, превышающих 600 000 руб. ".
Ведомости ,
30.07.2003