Вчера Президент Владимир Путин подписал Указ "Вопросы организации альтернативной гражданской службы". Сделан еще один шаг к тому, чтобы было реализовано конституционное право граждан на служение своей стране без оружия в руках.
Закон "Об альтернативной гражданской службе" был принят летом прошлого года и должен вступить в силу с начала 2004 года. Но чтобы это действительно произошло, чтобы закон реально выполнялся, предстояло разработать несколько нормативных актов и указов.
Подписанный вчера указ фактически определяет, кто же и в каких рамках отвечает за нормальное функционирование "альтернативки" в России.
Работа над текстом этого документа шла с декабря прошлого года. Главное, нужно было четко разделить полномочия между федеральными органами: ведь набирает призывников Министерство обороны, а непосредственно организовывают альтернативную службу гражданское ведомство - Министерство труда и социального развития, а также администрации регионов.
Как сообщил "Российской газете" Сергей Колесников, секретарь коалиции общественных объединений "За демократическую АГС", самой простой была бы такая схема: за призывниками следит Минобороны, военкоматы ставят ребят на учет. Но как только состоялось решение призывной комиссии, что конкретный призывник направляется на АГС, он должен перейти в ведение Министерства труда. Однако фактически в законе был выбран несколько более сложный механизм (видимо, чтобы призывники не "терялись" между военным и гражданским ведомствами).
А именно: не только принимать решение, допускается ли тот или иной призывник к прохождению АГС, соответствует ли это его убеждениям и так далее, но и направлять парней на саму службу, в конкретное место ее прохождения, будет призывная комиссия. Получается, что после направления на АГС и до момента прибытия к месту ее прохождения призывник оказывается в ведении сразу двух ведомств. Поэтому возникла необходимость четко распределить полномочия Минобороны (и сделать это для подчиненного силового ведомства может исключительно Президент), а также Минтруда (для этого понадобится, помимо президентского указа, также соответствующее постановление Правительства).
Главное теперь - успеть внести в проект бюджета на будущий год расходную статью на организацию альтернативной гражданской службы. И тут не так все просто. Еще когда в начале прошлого года подготовленный Минобороны законопроект вносился на обсуждение кабинета министров, некоторым членам Правительства не понравился заложенный в нем принцип экстерриториальности (то есть прохождение АГС вне территории проживания призывника). Ясно, что это очень удорожало реализацию закона.
Тем не менее во время дебатов в Думе, несмотря на жесткую критику, принцип этот был сохранен. Между тем администрации многих регионов, совместно с Минтрудом изучавшие потребности и возможности принять молодых людей на альтернативную службу, дали фактически однотипные заключения: рабочие руки очень нужны, но с размещением альтернативщиков будут большие сложности из-за отсутствия общежитий. Очевидно, если этой проблемой не заняться серьезно в самое ближайшее время, "альтернативный призыв" в будущем году может и не состояться.
РГ ,
22.07.2003