Президент Путин, отказавшись от запланированного зарубежного вояжа в связи с событиями в Тушине, вчера все же покинул Москву. Поселок Талакан, куда ВВП добирался 7 часов на самолете и еще 300 км на вертолете, встретил его противным дождиком, поливавшим грунтовые дороги, больше похожие на тщательно перемешанную глину. Правда, президентскому кортежу вязнуть в грязи не пришлось: по ходу его маршрута от вертолетной площадки до Бурейской ГЭС был положен хороший асфальт.
Внимание президента к новой электростанции вполне объяснимо: в последние лет двадцать таких объектов в РФ не открывалось. Бурейскую же ГЭС начали строить еще в прошлом веке (ее спроектировали в 1976 году). А три года назад, когда грянул энергетический кризис в Приморье, эту станцию стали называть чуть ли не единственной надеждой на спасение приморцев от повторения подобного. Введение в строй новой электростанции сулит массу бонусов — она должна обеспечить энергией не только Приморье, но и Амурскую область, Хабаровский край, а также позволить снизить тарифы и сократить на 2,5 млн. тонн закупки угля для электростанций в Сибири.
Первым делом ВВП показали общий вид ГЭС со смотровой площадки. На берегу бурной реки Буреи можно было заметить несколько кранов, а перед ними современное здание, отделанное зеркальным стеклом, — административный корпус. Около него лежал внушительного вида камень примерно 2 на 2 с табличкой — на ней значились имена строителей станции. Этот своеобразный монумент, как выяснилось, искали по всей Бурее — камень непременно должен был быть цельным. В месте, где воды разбивались о берег, висело белое облако. “Это мы специально собрали воды побольше и открыли 4 шлюза, чтобы все выглядело эффектней”, — пояснила корреспонденту “МК” одна из сотрудниц ГЭС.
Перед появлением президента Путина представитель РАО ЕЭС — эта компания занималась строительством электростанции и является ее самым крупным акционером — в красках описывал журналистам трудности, постигшие еэсовцев на пути возведения ГЭС: он рассказал, как турбину весом 90 тонн перевозили на самолете “Руслан”, а два трансформатора, больше чем по 300 тонн каждый, — по железной дороге спецпоездом. Но никакие сложности, по его словам, помешать не смогли — станцию построили в полтора-два раза быстрее запланированного.
Главное событие дня — официальное открытие Бурейской ГЭС — должно было состояться в так называемом машинном зале. Основной его достопримечательностью была работающая турбина и огромное отверстие неподалеку от нее — в конце года на этом месте появится вторая. По замыслу организаторов, президент должен быть нажать в зале специальную кнопку и таким образом запустить ГЭС. “Ленточку перерезать, начальство сказало, уже не модно”, — пояснил нам один из начальников цеха. И действительно, прошествовав мимо выстроившихся работников, большинство из которых составляли принарядившиеся к приезду ВВП дамы, президент первым делом открыл дверцу технического шкафа и ткнул куда-то пальцем — над турбиной загорелись лампочки и раздался резкий протяжный звук. Ничего нового в жизнь ГЭС это нажатие не принесло — турбина здесь работает еще с 30 июня, когда был введен в строй первый блок электростанции. Правда, обитателей ГЭС привел в восторг сам факт приезда ВВП. “Здесь интересно — и журналисты приезжают, и президент”, — поведал начальник турбинного цеха Родион Гребенюк. По его словам, на Зейской ГЭС, где он работал раньше, было не в пример скучнее. Еще на Бурейской ГЭС радует господина Гребенюка зарплата — 22—23 тысячи, а в прошлом месяце вышло вообще 58!
Владимир Путин поздравил всех, кто принимал участие в строительстве объекта. После экскурсии по ГЭС Путин провел совещание Дальневосточного округа по проблемам энергетики. На нем ВВП заявил, что плата за электроэнергию для тех, кого обеспечивает ГЭС, должна снизиться минимум на 10%. Ну а глава РАО ЕЭС признался, что долго думал, какие вопросы лучше поставить перед президентом. И пришел к выводу, что вопросов, требующих вмешательства ВВП, нет.
МК ,
9.07.2003