По данным Минфина, на 1 июля размер финансового резерва составил всего 166 млрд. рублей против 230 млрд. рублей на 1 апреля. Эксперты полагают, что теперь ведомству Алексея Кудрина придется серьезно пересмотреть свои планы на будущее, так как финансовый резерв вряд ли вырастет к 2006 году более чем в два раза, как планировало ранее ведомство. Все дело в том, что Минфину не удалось воздержаться от соблазна пустить часть "излишков" на непроцентные расходы.
Принимая в конце апреля финансовый план на ближайшие три года, правительство решило, что оно будет больше копить и меньше тратить. При этом, согласно одобренным предложениям Минфина, финансовый резерв к 2006 году должен был вырасти более чем в два раза. Так, к концу 2003 года в финансовом резерве планировалось собрать 229,5 млрд. рублей, за 2004 год - еще 324,3 млрд. рублей, а к концу 2005 года - 474 млрд. рублей.
Однако вчера амбициозные задачи ведомства Алексея Кудрина были поставлены под сомнение.
Финансовый резерв на 1 января составлял 209 млрд. рублей. Но эта оценка не включала доходы от продажи акций "ЛУКОЙЛа" и "Славнефти", с учетом которых резерв достиг бы 287,6 млрд. рублей. По состоянию же на 1 апреля размер финрезерва достигал 230 млрд. рублей.
Как заявила заместитель министра финансов, глава Федерального казначейства Татьяна Нестеренко, по предварительным данным, на 1 июля финансовый резерв составил около 166,5 млрд. рублей. При этом Татьяна Нестеренко оговорилась, что эти данные будут корректироваться с учетом уточнения бюджетной росписи по расходам на первое полугодие, которая будет подготовлена в окончательном варианте к 15 июля. Тем не менее факт сокращение резерва как минимум на треть уже очевиден.
Независимые эксперты полагают, что финансовый резерв опустел из-за того, что Минфину не удалось воздержаться от соблазна пустить часть "излишков" на непроцентные расходы. Вчера Татьяна Нестеренко призналась, что, несмотря на планы по сокращению расходов, непроцентные расходы бюджета, в том числе те, которые идут на выплату заработных плат бюджетникам и пособий, растут.
Так, в 2003 году они составят 12,7% от ВВП, в то время как годом раньше - 12% от ВВП. При этом процентные расходы, то есть выплаты по долгам, сокращаются - с 3,1% от ВВП в 2000 году, до 2% в 2003 году, хотя на этот год приходятся очередные пиковые платежи по внешнему долгу и все дополнительные доходы бюджета идут на его обслуживание, а не на иные расходы.
Главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова полагает, что основная причина сокращения финансового резерва - политический фактор. "Накануне предвыборной кампании, как правило, растут непроцентные расходы. Социальные платежи увеличиваются. Уже сейчас правительство финансирует непроцентные расходы исходя из 14% от ВВП, хотят в бюджет заложено 12,7%", - отмечает эксперт.
Судя по всему, это не последний раз, когда Минфин прибегал к помощи своей "заначки". По словам Натальи Орловой, объем первичного профицита (до выплат внешнего долга) сейчас сокращается по сравнению с прошлым годом. А это значит, что правительству для того, чтобы обслуживать долги, придется либо выпускать новые бумаги, либо опять лезть в финансовый резерв. "Именно эти причины не дают возможности аккумулировать в финансовом резерве достаточно средств", - отмечает Наталья Орлова.
А профессор Высшей школы экономики Евгений Гавриленков полагает, что дело не в увеличении непроцентных расходов, а в том, что на май и июнь пришлись рекордные выплаты по внешнему долгу - от 5 до 6 млрд. долларов. "Финансовый резерв как раз и создавался для того, чтобы правительство могло его использовать для обслуживания внешнего долга. Даже золотовалютные резервы ЦБ за это время не выросли, а сократились на 0,3 млрд. долларов", - пояснил Евгений Гавриленков ГАЗЕТЕ.
По его мнению, до конца года Минфину удастся накопить 209 млрд. рублей в финансовом резерве. А прогнозы Натальи Орловой более пессимистичные. Она полагает, что к концу года резерв не превысит 200 млрд. рублей. В любом случае собрать в "заначке" искомые 229,5 млрд. рублей Минфину теперь будет очень сложно.
Газета ,
9.07.2003