Региональное развитие, вопросы местного самоуправления, архитектура и строительное дело, развитие городов, жилищная политика и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, развитие ипотечного дела и транспортная политика - весь этот воз проблем отныне отягощает плечи нового вице-премьера правительства Владимира Яковлева. Список обязанностей вчера огласил премьер-министр Касьянов - две недели спустя после президентского указа о переезде питерского губернатора в Москву. Поговаривали, что Яковлев, шокированный повышением, вообще на работу не выйдет. Но от почетного перевода на новую работу отвертеться не удалось.
Еще в минувшую пятницу подписан указ о руководителе секретариата Яковлева. Вчера добавились остальные "аксессуары", прилагающиеся к высокой должности: кабинет на третьем этаже Белого дома в вице-премьерском отсеке - не хуже, чем у коллег, и машина "БМВ" с водителем. Впрочем, последнее вряд ли обрадовало Яковлева: в Санкт-Петербурге он был владельцем большего хозяйства и отвечал за меньший участок проблем. Теперь взамен единоличной власти, как и предполагала "НГ" (19.06.03), Яковлев "получил" широкий, но весьма сомнительный для возможности влияния на ход тех или иных реформ перечень своей новой "компетенции". А кроме того, множество "надсмотрщиков" из аппарата правительства - последний вчерашним же распоряжением Касьянова расширен до 9 человек за счет премьерской, естественно, команды.
Вице-премьерская должность в отличие от самостийного губернаторства, а также особенности нового распределения полномочий между замами Касьянова заставят Яковлева пойти на неприемлемые ранее для него компромиссы. Так, Виктор Христенко сохранил за собой курирование реформы железнодорожного транспорта, в то время как окончательная ответственность - вопросы транспортной политики - возложена на Яковлева.
Обитатели Белого дома, впрочем, в один голос отмечают важность направления, порученного Яковлеву. "Говорить, что он теперь никто, нельзя. Если он проявит себя отличным управленцем, все будут рады. Ему могут помешать лишь сложность самой задачи и личные взгляды на нее", - заметил в беседе с обозревателем "НГ" высокопоставленный чиновник БД.
Личные взгляды питерского губернатора, впрочем, как раз и могут подпортить его триумфальный взлет. Яковлев зарекомендовал себя противником контроля над ростом тарифов и сторонником непрозрачности монополий. К тому же особенности политических пристрастий экс-губернатора задолго до пришествия в кабинет министров предопределили его отношения с многими теперешними коллегами. В частности, с Алексеем Кудриным, которого пришествие Яковлева вынудило "убраться" в Москву. "Деньги на трубы дает Кудрин, а отвечать за прорывы труб будет Яковлев", - язвительно замечают "акулы" Белого дома. Единомышленником экс-губернатора не назовешь и главу РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, продвигающего на российский "рынок" свои "Российские коммунальные системы" (РКС) и уже получившего от президента карт-бланш на перестройку ЖКХ по своей версии. Яковлев же еще в чине губернатора успел навлечь на себя гнев Чубайса, создав в Питере ОАО "Санкт-Петербургские электрические сети", фактически попытавшись увести из-под носа главы РАО "ЕЭС" кусок его "хлеба". Яковлев рискует рассориться и с Госстроем, где исповедует отличные от Чубайса взгляды на реформу ЖКХ. Проблемы архитектуры, вмененные Яковлеву, тоже ничего созерцательного не сулят: здесь борьба за историческую недвижимость.
Вряд ли Яковлев сможет играть первую скрипку и в вопросах местного самоуправления, которые курирует замглавы администрации президента Дмитрий Козак - он в свое время вопреки уговорам Яковлева ненадолго задержался в Смольном после ухода Анатолия Собчака. И до появления Яковлева в Москве уже эффективно начал муниципальную эволюцию.
Но самое неприятное, что предстоит Яковлеву, - это научиться балансировать между чиновниками аппарата правительства, обладающими влиянием не меньше вице-премьерского: ни одно распоряжение вице-премьера без аппарата БД в свет не выходит. Действия по широкому спектру обязанностей Яковлеву придется соотносить почти со всеми аппаратчиками. Вновь назначенными - первым замом главы аппарата Михаилом Синелиным (сохранит пост главы секретариата премьер-министра) и "простыми" замами: Михаилом Копейкиным (остающимся также начальником отдела экономики и управления собственностью аппарата правительства) и Антоном Дроздовым. Двое последних считаются ближайшими сподвижниками Касьянова. Такая "мини-административная" реформа, по сути, начавшаяся с объединением работы аппарата и секретариата правительства, заметно усилит позиции премьера, который в условиях последнего года работы правительства вряд ли будет носиться с решением проблем своего нового зама.
Помимо названных "новичков", Яковлеву придется "подружиться" с проверенными старожилами среди замов главы аппарата: Евгением Арефьевым (транспорт) и Александром Козловым (региональная политика), с которым Яковлев на прежней работе успел "пободаться".
"Своя игра" в Санкт-Петербурге не способствовала укреплению связей Яковлева с "питерской", ни поддержанию отношений с "семейно-московской" группой - он не входит в близкий круг Касьянова, прежней поддержкой в Кремле уже не обременен. Ни помогать, ни мешать Яковлеву никто не намерен. Его перевод в Москву уже решил главную свою задачу - Валентине Матвиенко на пути к губернаторскому креслу в Санкт-Петербурге дан зеленый свет. Яковлев фактически отстранен от реальной политики и назначен распутывать клубок экономических неурядиц, рискуя запутаться меж аппаратными интригами.
НГ ,
1.07.2003