Правоохранительная реформа, запущенная президентом в марте, принимает все более причудливые формы. Вполне возможно, что уже к концу года мы получим несколько новых силовых структур. В Госдуму внесено сразу два законопроекта, один из которых предполагает создание Федеральной службы расследований (ФСР), а второй придает Счетной палате РФ совершенно новый статус.
Разговоры о создании ФСР, или, если быть точнее, о выделении Следственного комитета МВД в отдельную структуру, шли давно. Однако после ряда скандальных публикаций в прессе, посвященных деятельности руководителей СК, идея была похоронена, и в мартовских “тезисах” Путина о ФСР ничего не говорилось. Но, как выяснилось, милицейские лоббисты на этом не успокоились, предложив создать новую спецслужбу, которая будет проводить исключительно предварительное следствие. Насколько это поможет борьбе с преступностью, трудно сказать, но главная слабость новой инициативы видна уже сейчас — фактически это будет своего рода посредник между собственно преступниками и силовиками, который должен будет определять, имеет то или иное уголовное дело судебные перспективы.
Для чего это вообще нужно, трудно понять, тем более что некоторые положения этого законопроекта читаются почти как бред (например, главы о статусе “следователей” и “расследователей”). А вот в случае со вторым законопроектом на первый взгляд, казалось бы, все ясно. Предполагается, что Счетная палата выводится из-под контроля Думы и ее председателя теперь будет назначать президент. Полного текста законопроекта в открытом доступе пока нет, но уже известно, что СП планируют наделить некоторыми полномочиями, которые характерны для силовых министерств. Например, наложение административных мер воздействия (штрафов) на чиновников, доступ к базе данных ЦБ и возможности проверок любых “юрлиц”.
Считается, что формально это нужно для того, чтобы придать этому инструменту финансового контроля больший вес. Действительно, некоторые проверки “счетчиков” производят иногда ошеломляющее впечатление, как это было с “пропажей” казенных денег, выделенных на восстановление Чечни. Тем не менее силовые ведомства не спешат “возбуждаться” по этим материалам. Видимо, чтобы подтолкнуть их к этому, СП и наделяют новыми полномочиями.
Любопытно, что свои поправки в Закон о Счетной палате внес и президент, но что именно содержится в этом законопроекте — пока тайна. Как предполагается, нас ждут очередные радикальные реформы, особенно на фоне президентских деклараций “о борьбе с коррупцией”.
На данный же момент можно констатировать лишь одно — Госдума лишилась своего единственного реального инструмента влияния на хозяйственную жизнь государства и правительства в частности. Напомним: ранее депутаты фактически отказались от парламентских расследований как раз на том основании, что такой закон дублировал бы Счетную палату. Потеряв СП, Дума окончательно превращается в чисто декоративный орган.
МК ,
28.06.2003