Минэкономразвития решило доказать на собственном примере, что в стране началась реформа госслужбы. Замминистра Михаил Дмитриев в четверг обнародовал итоги первого в стране открытого конкурса на замещение вакантных должностей в своем министерстве. Успех превзошел ожидания: на ставку 300 долларов претендовали около 400 человек, из них 88% - бизнесмены. Впрочем, эксперты просят не обольщаться: на госслужбу в России стремятся устроиться не ради служения отечеству, а чтобы "накачать свою капитализацию".
'На участие в конкурсе нам прислали заявки со всех континентов! - похвалился перед журналистами заместитель министра экономического развития Михаил Дмитриев. - Из США, Германии, России... Всего 392 претендента. Причем 88% из них - это соискатели из бизнес-структур'.
Вакантными были объявлены две должности - заместителя начальника управления государственной службы и советника этого же подразделения. Причем, как признался Дмитриев, другим способом на эти должности министерство долго не могло найти желающих: 'Сегодня госслужба не приспособлена для классных специалистов! На федеральном уровне такие специальности, как менеджмент, юриспруденция, финансы, не выдерживают конкуренции по оплате труда с частным бизнесом'.
После многоступенчатых процедур были отобраны 17 человек, набравших наибольшее количество баллов. Их анкеты и рефераты на заданную тему оценивали как руководство МЭРТа, так и ВШЭ. Всех победил Анатолий Костров - житель Красноярска, 'специалист в области финансового планирования и бухучета - работал в связке с одной из структур АвтоВАЗа'.
'Он мотивирован на профессиональный рост! - подчеркнул одно из достоинств претендента Михаил Дмитриев. - Мы ему предложили ставку 300 долларов и не обещаем квартиру. Он согласен. У него есть финансовая подушка, которая позволит ему выживать в течение, скажем, полутора лет'.
ГАЗЕТА поинтересовалась, не было ли у соискателей других, кроме перспектив профессионального роста, мотивов для занятия вакантных должностей в МЭРТе? Насколько должность заместителя начальника управления взяткоемкая?
'Ну что вы! Какие тут взятки?! - удивился Дмитриев. - Ну распределит он в год три заказа на науку по 700--800 тысяч рублей каждый. О чем тут говорить? У него неблагодарная должность - продвигать идеи реформирования госслужбы в других министерствах'.
Теперь своим опытом Минэкономразвития готово поделиться со всеми другими ведомствами. Методики отбора по конкурсу, наработанные МЭРТом, Дмитриев оценил как 'недорогие и эффективные, экономящие много рабочего времени'. Они будут переданы в Минтруд - 'головное ведомство по внедрению методик, обеспечивающих равный доступ граждан на государственную службу'.
Впрочем, специалисты призывают не обольщаться насчет целей, которыми руководствуются представители бизнеса, устраиваясь на службу к государству. 'Уходя затем с госслужбы, эти люди продают не столько профессиональные навыки, сколько умение работать с такими же, как они сами, то есть с государством, - предупреждает старший партнер агентства по подбору высшего управленческого персонала Ward Howell Сергей Воробьев. - Умение пользоваться административным ресурсом, а отнюдь не способность к созиданию. Если они накачивают свою капитализацию, то это другое обозначение той же самой коррупции'.
СПРАВКА
В четверг правительство отметило завершение очередного этапа административной реформы: лишило 8 ведомств 68 избыточных функций. Впрочем, пока у ведомств отняли то, чем они не очень-то и дорожили. Например, МЭРТ должен был следить за насыщением российского рынка товарами - реально он этим давно не занимается. Такие же жертвы без всяких возражений с их стороны понесли Минатом, Минюст, Минпромнауки, МПТР, Минсвязи, Минимущество, Росгидромет, Россудостроение. Минэкономразвития предлагало лишить части функций и Минкультуры: например, отказать ему в праве организовывать и проектировать памятники, которые сооружаются по решению органов госвласти, лицензировать музеи, принимать меры по развитию кинопроката. Но Минкультуры оказалось несогласно, и его функции пока решили не трогать.
Газета ,
26.06.2003