Обещание, данное в начале июня президентом Белоруссии Александром Лукашенко российскому министру финансов Алексею Кудрину и главе Центрального банка России Сергею Игнатьеву, о том, что он откажется от валютного суверенитета (в частности, согласится с тем, чтобы эмиссионный центр находился в Москве), понадобилось ему для новой массированной кампании экономического шантажа России, считают белорусские и российские эксперты. Это испытанный прием, к которому белорусский батька наиболее часто прибегает с тех пор, как власть в России перешла к Владимиру Путину и в российско-белорусских отношениях начались серьезные разногласия в подходах к строительству Союзного государства.
Напомним, что осенью прошлого года подобным методом ему удалось решить проблему обеспечения республики российским газом на зимний период. В данном же случае, утверждая, что никаких обещаний по поводу введения в Белоруссии российского рубля он ни Кудрину, ни Игнатенко не давал, Лукашенко хочет решить ряд других экономических проблем своей страны, сложившихся в последние месяцы. Это может касаться проблем приватизации "Белтрасгаза" с участием "Газпрома", а также многомиллионных компенсационных выплат после перехода двух государств на единые ставки НДС. И прямо заявляет о том, что соглашение по единой валюте может быть подписано и запущено в жизнь лишь после выполнения всех ранее достигнутых белорусско-российских договоренностей, направленных на создание Единого экономического пространства, а никак не раньше. При это он обвинил российскую сторону в том, что именно она на сегодняшний день виновата "в невыполнении ряда ранее достигнутых договоренностей". Обо всем этом, как известно, он заявил в минувшую среду на совещании по вопросам использования российского рубля в качестве единой валюты Союзного государства.
Официальной реакции в России на этот демарш пока не последовало. Между тем как в Белоруссии это вызвало настоящую сенсацию, потому как, пожалуй, впервые Лукашенко публично признал, что вопрос перехода на российский рубль будет решаться с участием оппозиции. "Там много толковых людей", - сказал президент и даже назвал экс-председателя Нацбанка и одного из лидеров Объединенной гражданской партии Станислава Богданкевича. Последний и другие эксперты уже приглашены властями для обсуждения валютной проблемы.
Богданкевич подтвердил "НГ" свое участие в данном "проекте", отметив, что принимал участие в дискуссии, прошедшей накануне в Нацбанке. "Мы единодушно высказались, что сама идея перехода на российский рубль и отказа от национальной валюты неприемлема", - сказал она корреспонденту "НГ" в Минске. Экс-банкир уверен, что нет необходимости отказываться от национальной валюты, когда происходит ее стабилизация. Кроме того, по его словам, такой отказ противоречит действующей белорусской Конституции. Заявление Лукашенко, по его же мнению, свидетельствует о том, что глава государства "стал думать". Однако при этом он не исключил, что все это означает примитивный торг с Россией.
Молчание Кремля минские наблюдатели объясняют тем, что Путину сейчас не с руки делать резкие движения по отношению к Лукашенко. Московская власть озабочена скорыми думскими и президентскими выборами и поэтому будет всячески демонстрировать добрую волю к "собиранию земель", чем еще грезит большинство российского электората. Поэтому, по мнению исполнительного директора Белгазпромбанка Валерия Дашкевича, если отбросить политический фактор, то Россия пошла на весьма выгодные для Белоруссии условия для введения российского рубля.
"Такое поведение Лукашенко легко было спрогнозировать, - заявил "НГ" политолог Европейского гуманитарного университета Виталий Силицкий. - Вопрос о деньгах - это вопрос о власти. А ее Лукашенко отдавать не собирается". По его мнению, белорусский руководитель всеми этими ремарками резервирует для себя возможность в нужный момент сказать "нет" Кремлю. Тем более что в рамках Союзного государства подписано столько всяких оторванных от жизни бумаг, что всегда можно найти пару-тройку невыполненных пунктов.
При этом Лукашенко "зарезервировал" и другое. Он прямо заявил о том, что отныне будет "более активно работать, чтобы остаться у власти". И подчеркнул, что будет стремиться к тому, чтобы быть избранным "только в результате проведения выборов, а не референдума". Референдум же, по его словам, нужен в республике будет лишь для того, чтобы спросить у народа разрешения, можно ли президенту участвовать в очередных выборах. В выборе же "своего" народа Лукашенко сегодня, как видно, не сомневается.
НГ ,
20.06.2003