В среду Дума приняла в решающем чтении два базовых закона федеративной реформы Дмитрия Козака. Причем в том виде, в каком хотел Кремль. С единственным исключением: наиболее спорный закон о местном самоуправлении начнет действовать на год позже, чем планировалось, – 1 января 2006 года. «Это значит, что реформу станут готовить в декабре 2005-го», – вздохнул представитель президента Александр Котенков.
Второе чтение президентского закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» чуть не закончилось провалом. Сегодня он был принят с минимальным запасом – 231 голосом при необходимых 226. Против проголосовал 171 депутат, воздержавшихся не было. Дума засиделась над законом до вечера, голосование объявили только в начале десятого. Несколько часов подряд депутаты занимались в основном тем, что большими порциями по рекомендации профильного комитета по местному самоуправлению отклоняли поправки, которых в общей сложности насчитывалось больше шести тысяч.
Многие предложения обсуждались отдельно. Например, зампред фракции СПС Борис Надеждин убеждал коллег ограничить в городах-миллионерах правление мэров двумя сроками, но у депутатов это энтузиазма не вызвало. Также были отклонены еще две важные надеждинские поправки: депутат предлагал сократить количество депутатов органов местного самоуправления на 500 тысяч граждан с 40 до девяти и запретить кандидатам на муниципальных выборах выдвигаться от политических партий.
Впрочем, одну принципиальную поправку, опять-таки Надеждина, все-таки приняли. По его предложению, вступление закона в силу было перенесено с 1 января 2005 года на 1 января 2006-го, поскольку к более раннему сроку, по словам депутата, невозможно успеть в соответствии с новым законом изменить границы муниципальных образований.
В президентской ложе решением депутатов были крайне недовольны.
Думский представитель президента Александр Котенков сказал, что в этом случае региональные власти возьмутся за осуществлении реформы только в декабре 2005 года. А главный разработчик законов – замглавы президентской администрации Дмитрий Козак – расстроенно сказал, что с тем же успехом можно было перенести вступление закона в силу на 2010 год, и даже тогда подготовка к реформе началась бы не раньше декабря 2009-го.
Неудивительно, что даже центристы не обратили внимания на сопротивление чиновников. Дело в том, что по срокам серьезные разногласия у разработчиков реформы возникали и с прокремлевскими фракциями. Как уже писала «Газета.Ru», именно по их инициативе в апреле второе чтение было отложено до лета, поскольку правительство в обещанные сроки не внесло в Госдуму поправки к Бюджетному и Налоговому кодексам, увязанные с принятыми сегодня законопроектами.
Второй документ из пакета Козака – новая редакция закона «Об общих принципах организации госвласти в субъектах федерации» – был принят 242 голосами при необходимых 226 и тоже без концептуальных изменений. Из 1332 внесенных поправок профильный комитет по делам федерации и региональной политике рекомендовал принять 227.
Вызвавшие массу споров положения о новом механизме контроля за главами регионов – временной финансовой администрации, введение которой позволит фактически отстранять губернаторов от должности за просроченную задолженность, – в законе сохранились. Отменяющая их поправка депутата Владимира Лысенко была отклонена, хотя он сулил коллегам самые жуткие последствия.
По словам Лысенко, принудительного отстранения губернаторов от должности не существует уже даже в отсталых странах Африки, а осталось оно в одной лишь Латинской Америке.
Но даже и там порядок куда более либеральный, чем тот, что приняли депутаты, поскольку губернаторов увольняют только в случае сецессии, то есть попытки вывести свою территорию из состава государства. Для России, как уверил Лысенко, механизм временной финансовой администрации приведет к тому, что в отставку будут отправлены главы всех 15 регионов-доноров. «На самом деле ничего опасного в этом нет», – тут же успокоил депутатов глава профильного комитета Виктор Гришин и напомнил, что внешнее управление будет вводиться только по решению суда.
Новая редакция принятого закона покончит и с самым явным признаком суверенитета субъектов федерации, провозглашенного в свое время Борисом Ельциным. Одна из одобренных комитетом поправок фактически отменяет договоры о разграничении полномочий с регионами.
В Кремле давно убеждали губернаторов расторгнуть их добровольно, однако уговорам поддались далеко не все. Теперь у региональных начальников просто не осталось выбора. «Договоры о разграничении полномочий, действующие на день вступления в силу настоящего федерального закона подлежат утверждению федеральным законом в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего закона, – говорится в законопроекте. – Если договоры и соглашения не были подтверждены, они прекращают свое действие по истечение своего срока».
Ключевая статья с перечнем полномочий субъектов федерации по предметам совместного ведения подверглась минимальной правке. Комитет по региональной политике предложил, чтобы федеральный центр сам занимался борьбой с безработицей, а не поручал это региональным властям. Вместо этого на уровень субъектов федерации было переведено обеспечение мировых судей и погребение. Несмотря на отрицательную резолюцию профильного комитета, депутаты проголосовали за поправку Николая Губенко, сохраняющую государственные субсидии на финансирование художественных промыслов и связанных с этим транспортных расходов. Зато отклонили предложения бывшего главы думского комитета по образованию Олега Смолина перевести с муниципального на региональный уровень среднее и среднее профессиональное образование, расходы на которое в сумме составляют 192 млрд. рублей.
Третье чтение двух ключевых законопроектов из пакета Козака, которое, очевидно, уже ничего не изменит, пройдет на следующей неделе.
Газета.Ру ,
12.06.2003