России не удалось исполнить роль "главного по СНГ", отведенную ей "большой восьмеркой". Украина, Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались парафировать соглашение об усилении мер контроля за экспортом переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) , декларация о котором была принята лидерами G8 в Эвиане.
Встреча министров обороны стран СНГ в Казахстане, которая завершилась в понедельник вечером, должна была парафировать выдвинутое Россией соглашение об усилении мер контроля за ПЗРК. "Мы видим на конкретных примерах, как ПЗРК, к сожалению, попадают в руки террористических организаций и используются ими как оружие для поражения гражданских судов", - заявил во время встречи министр обороны России Сергей Иванов. Декларация об усилении контроля за ПЗРК была принята в конце мая в Эвиане лидерами "большой восьмерки", в том числе Россией. G8 предложила запретить экспорт ПЗРК негосударственным покупателям и "подозрительным" странам, наладить международный обмен информацией о состоянии запасов и экспорте ПЗРК и ликвидировать избыточное количество комплексов. Эти же идеи содержались и в проекте соглашения, которое Россия предложила парафировать странам СНГ во время встречи в Казахстане, чтобы окончательно подписать его на очередном саммите СНГ осенью.
Однако, как заявил "Ведомостям" российский военный из штаба по координации военного сотрудничества СНГ, предложение России приняли только Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, т. е. участники Договора о коллективной безопасности (ДКБ) , а также Молдавия. Азербайджан, Грузия, Украина и Узбекистан отказались это делать. Источник предполагает, что страны-отказники "настолько привыкли получать американскую военную помощь, что захотели денег и от России [за отказ от распространения ПЗРК]". Он считает, что теперь Владимиру Путину придется решать этот вопрос на высшем уровне. В Кремле демарш стран СНГ не комментируют.
Однако в Минобороны Украины "Ведомостям" заявили, что причина отказа от соглашения политическая. Во-первых, ограничения на экспорт ПЗРК не соответствуют украинской госполитике в области экспорта вооружений. Во-вторых, украинские военные не успели согласовать российские предложения ни с президентом, ни с украинским госпосредником по торговле оружием - "Укрспецэкспортом", ни с Советом нацбезопасности и обороны. Кроме того, украинские военные не хотят координировать с Россией свою экспортную политику, потому что "имеют невыясненные вопросы в сфере взаимных обвинений по поставкам оружия в Ирак".
Эксперт вашингтонского Центра оборонной информации Иван Сафранчук считает позицию этих четырех государств странной. "В конце концов, это не просьба России, а решение "мирового правительства", которое Москва пытается транслировать на страны, относимые к ее сфере интересов", - говорит эксперт. Россия, по мнению Сафранчука, находится в этом вопросе в одной лодке с остальной "восьмеркой" и попытки этих стран разыграть здесь противоречия между Россией и США неуместны. "Если им кажется, что по такому вопросу лучше говорить со старшим партнером, т. е. с США, а не с младшим, то они заблуждаются", - уверен эксперт.
Ведомости ,
11.06.2003