|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Питерские ляпы Диброва
1.06.2003 00:01
...Так оно и вышло. Закатилось "Пятое колесо", сошла на нет слава легендарного ленинградского телевидения. К Петербургу с легкой руки новых прагматиков на долгие годы намертво прилепился один-единственный эпитет - бандитский. Потом "питерские" стали героями современных политических анекдотов: говорим "питерские" - подразумеваем "путинские". Иного не дано.
А иные - вот они: актеры, писатели, композиторы, режиссеры, философы. Герои и зрители все того же "Пятого колеса". Никуда они не девались. Все это время жили в своем любимом городе, творили, изредка попадая в телеэфир. И хотя сами они посмеиваются над извечным сопоставлением "Москва-Питер", а посмотрите "Апологию" Диброва и, как говорится, почувствуйте разницу. Избыточная велеречивость Диброва вызывает у большинства его петербургских гостей - композитора Андрея Петрова, историка и журналиста Льва Лурье, артиста Олега Басилашвили - неловкость, которую они скрывают под самоиронией: "Ну зачем вы так? Великий, гениальный, непревзойденный! Давайте придумаем что-нибудь попроще - хороший, например". Ляпы ведущего его интеллигентные гости деликатно исправляют. "Все вы знаете песни гениального Петрова. Про песни к фильмам Рязанова и говорить нечего - от "Иронии судьбы" до "Служебного романа", - соловьем разливается Дибров. "Да, говорить нечего, - весело соглашается композитор. - Тем более что к "Иронии судьбы" музыку писал не я, а Микаэл Таривердиев". "А чего стоит Достоевский? Мог бы он родиться в другом городе?" - задает Дибров риторический как будто вопрос историку Льву Лурье, но тот деликатно поправляет: "Он родился в Москве, Дима". А это и есть плоды концепции "облегченного телерадиовещания" - при том что Дибров отнюдь не самый "яркий" его представитель. По меткому выражению режиссера Натальи Серовой, "легкие жанры требуют от журналистов легкого поведения". Поверхностность, приблизительность, фамильярность, самолюбование - первейшие и обязательные признаки такого ТВ, когда гости становятся фоном для ведущего, а проблемы и события - поводом для самовыражения. "Сравниваешь с фрагментами того же старого "Пятого колеса" и диву даешься: журналисты, работая в любом жанре, выступают в первую очередь как вдумчивые исследователи, стараясь донести до зрителя смысл происходящего, его исторический контекст, постичь тайну внутреннего мира человека (замечательного и не очень), тайну внутреннего голоса (как точно сказала сценарист "Пятого колеса" и один из авторов фильма о его загадке Татьяна Смородинская). А я вот все время о чем думаю: ну, допустим, время переменилось, телевидение кардинально изменилось, властители душ и умов измельчали и выросли уже те из зрителей, которые не то что про "Пятое колесо" не слышали, но и Пушкина от Лермонтова отличат с трудом. Так ведь живы и вполне здоровы и те, в ком "Пятое колесо" и иже с ним воспитали вкус и привычку к настоящей культуре, к содержательным беседам, к осмысленному телевидению. Живы. Да только современное ТВ считает их меньшинством. А для "меньшинств" у него приспособлена малоудобная тесная ниша: изредка, попозже, где-нибудь в ночи. Кстати, и замечательный фильм "Загадка "Пятого колеса" ТВЦ показывал после полуночи. Прайм-тайму такие программы нужны как четвероногому пятая конечность. Или как телеге пятое колесо.
Ирина Петровская, Известия ,
1.06.2003
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |