|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Началась кампания по укрупнению регионов
28.05.2003 00:01
К кампании подключились все первые лица государства: спикер Госдумы Геннадий Селезнев, глава Совета Федерации Сергей Миронов и лично президент Владимир Путин со своими полпредами.
ГАЗЕТА сообщала о том, как на днях Геннадий Селезнев даже озвучил конечную цель - число субъектов РФ должно сократиться с 89 до 40, а институт федеральных округов, возможно, ликвидируют. На сегодняшний день известно уже о пяти проектах укрупнения на Севере и в Сибири. В первую очередь будут сливаться так называемые 'матрешечные' регионы, включающие автономные округа. Первым новым регионом станет Пермский край. Пермский край Проект первый: Пермская область + Коми-Пермяцкий АО Две недели назад в Кремле, в кабинете замглавы президентской администрации Владислава Суркова, собралось закрытое совещание. Обсуждали создание нового субъекта федерации - Пермского края. Сурков возглавляет 'межведомственную рабочую группу по подготовке и обоснованию целесообразности образования нового субъекта РФ'. Группа отрабатывает механизм объединения двух субъектов РФ - Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Если все пройдет успешно и Пермский край будет создан, вслед за ним по той же технологии на карте России могут появиться и другие новые 'укрупненные' регионы. На совещании у Суркова, как потом рассказал заместитель полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе Леонид Гильченко в интервью пермской газете 'Новый компаньон', подробно прорабатывали все вопросы, которые могут возникнуть между Минфином, Минэкономразвития и местными органами власти в процессе объединения. 'Был предложен вариант, когда Коми-Пермяцкий округ войдет в состав Пермского края как единое муниципальное образование', - сказал Гильченко. Новый объединенный уральский регион должен появиться на карте страны до конца 2005 года. Объединение субъектов - дело хлопотное. Во-первых, его должны поддержать местные жители на референдуме. Владислав Сурков, по словам участников совещания, дал месяц на то, чтобы местные власти определились со сроками референдума. Во-вторых, нужно создать новую структуру власти в регионе, включить в нее представителей всех сливаемых субъектов, определиться с выборами нового губернатора, сформировать новый единый бюджет и т.п. Между тем времени на это выделено мало. 'До 10 июля 2003 года Владислав Сурков должен доложить о договоренностях, достигнутых федеральной властью и органами государственной власти Пермской области и Коми-Пермяцкого АО президенту России', - сообщил Гильченко. До этого времени вопрос об объединении будет вынесен на референдум. Скорее всего, референдум состоится в конце декабря, одновременно с выборами в Госдуму. И тогда межведомственная рабочая группа Суркова обратится с предложением к президенту России внести в Госдуму проект федерального конституционного закона о статусе нового субъекта федерации. По информации Газеты, проект этого закона уже готов и находится на согласовании в правительстве. Дело двигается быстро. Всего год назад пермский губернатор Юрий Трутнев в интервью кудымкрарской газете 'Парма-новости' впервые заявил, что 'новый объединенный уральский регион... должен появиться на карте страны до конца 2005 года'. Трутнев подводил под это экономическое обоснование: богатый лесом и нефтью Коми-Пермяцкий округ нуждается в инвестициях и комплексном управлении со стороны соседней Перми. Тем более что до 1992 года округ входил в состав Пермской области. 'Есть поддержка президента и правительства' Показательно, с какой легкостью инициаторам объединения удалось уговорить недовольных. После заявления Трутнева у него быстро нашлись противники. И не кто-нибудь, а губернатор Коми-Пермяцкого округа Геннадий Савельев и руководство законодательного собрания округа. Три месяца они протестовали против 'ликвидации округа', а потом в Кудымкрар приехал спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Сразу после этого руководство округа резко сменило позицию, и местный парламент почти единогласно принял Меморандум об объединении, договор о согласованных действиях и письмо президенту России. А в марте Савельева и Трутнева пригласили в загородную резиденцию Владимира Путина Ново-Огарево, где они лично заявили президенту о желании объединиться. Тогда и была создана рабочая группа под руководством Владислава Суркова. Вскоре стало понятно, почему позиция Савельева изменилась. 'Мы получили от президента гарантии того, что уже в этом году в автономии начнется ускоренное строительство газопровода, проведение геолого-разведочных работ, увеличатся инвестиции в развитие сети дорог круглогодового действия', - сказал губернатор на пресс-конференции. По его словам, он 'не видит ничего плохого в начавшейся подготовке к референдуму. Пожалуй, впервые судьбой округа и его жителей занимаются на таком высоком уровне. Есть поддержка президента и правительства...'. Иркутский край Проект второй: Иркутская область + Усть-Ордынский Бурятский АО Усть-Ордынский Бурятский автономный округ - один из беднейших в России. Еще несколько лет назад избиравшиеся здесь кандидаты в Госдуму спекулировали идеями о том, что нужно объединиться с Иркутской областью и тогда жизнь станет лучше. Иркутская область - регион-донор, и находящийся внутри нее округ явно заинтересован в слиянии. Тем более что до 1993 года округ входил в состав Иркутской области на правах национальной автономии. Усть-Орда и Иркутская область объединятся в середине второго президентского срока Владимира Путина. Но реальная политическая работа по объединению здесь, как и в Перми, началась только в 2002 году, после назначения Леонида Драчевского полпредом президента в Сибирском федеральном округе. Полпред посетил Иркутск и Усть-Орду, после чего в обоих городах были созданы рабочие комиссии по объединению. Координатором объединительного процесса стал заместитель сибирского полпреда Валерий Халанов, до этого занимавший пост начальника управления ФСБ по Бурятии. В марте этого года Драчевский вновь был в Усть-Орде, и после этого две комиссии объединились в одну. Ее возглавил все тот же Валерий Халанов. 'Укрупнение регионов самоцелью быть не должно, - объяснил Драчевский в одном из своих интервью, - ведь объединительный процесс непростой. Никто не хочет потерять, поступиться своими интересами... Тем не менее эти два субъекта федерации наиболее близко подошли к объединению'. Руководитель рабочей группы Иркутской области вице-губернатор Сергей Босхолов, общаясь с прессой, даже называл дату объединения: 'Усть-Орда и Иркутская область объединятся в середине второго президентского срока Владимира Путина'. Это будет в начале 2006 года. 'Всебурятский съезд' Однако в Усть-Орде Драчевский столкнулся с проблемой, которую пока не удалось решить. Губернатор округа Валерий Малеев возражает против объединения, предлагая 'не торопиться с этим'. У него есть поддержка - не так давно Малеев заметно увеличил должностные оклады чиновникам своей администрации и муниципальным служащим. Есть и еще одна проблема. Бурятские националисты активно продвигают идею воссоздания единой большой Бурятии, в которую до 1937 года входили Усть-Ордынский, Агинский округа (ныне - часть Читинской области) и Республика Бурятия. Бурятские национальные движения недавно опубликовали открытое письмо, подписанное двадцатью представителями местной элиты. В нем говорится, как 'в попрание права нации на самоопределение и самоуправление подается информация о якобы большом желании самих устьордынцев на объединение с областью'. Призыв письма - 'жителям трех бурятских регионов надо проявить солидарность и единодушие в отстаивании собственной государственности'. В середине июня состоится Всебурятский съезд, посвященный единению бурятской нации. Как сообщил ГАЗЕТЕ член оргкомитета съезда Иван Мануев, речь там пойдет 'об угрозе ликвидации округа'. Столкнувшись с таким противодействием, федеральная власть сейчас заметно приостановила свою активность в объединительном процессе. Впрочем, по мнению местных наблюдателей, такая ситуация продлится до выборов депутатов Госдумы и президента. После выборов для объединения будет достаточно времени, чтобы уложиться до объявленного 2006 года. Северный край, Арктический край, Поморско-Ненецкая республика Проект третий: Архангельская область + Мурманская область + Ненецкий АО + Республика Коми. В Архангельске проводником идей укрупнения стала полпред президента в СЗФО Валентина Матвиенко. В конце апреля она приехала в этот город и заявила на пресс-конференции, что федеральный центр поддержит объединение Ненецкого автономного округа и Архангельской области. Впрочем, при этом она подчеркнула, что из Москвы 'команд таких не будет'. Процесс должен 'вызреть изнутри', и 'все нужно делать исходя из экономических расчетов'. Как и другие 'посланцы' идей объединения, Матвиенко не делает публичных шагов для активизации этого процесса. В Архангельске этим занимаются другие. Почти одновременно с приездом Матвиенко группа архангельских ученых направила внушительное обращение губернаторам Архангельской области, Мурманской области и Ненецкого АО, а также самой Валентине Матвиенко. Письмо называется 'Об образовании нового субъекта в составе РФ на основе объединения Архангельской, Мурманской областей и Ненецкого автономного округа'. На десятке листов ученые подробно написали, зачем и как нужно объединять области. 'Архангельская и Мурманская области, Ненецкий автономный округ - это северные территории России с общей исторической судьбой, сходными природно-климатическими условиями, русским населением, схожей структурой экономики, одинаковыми социально-демографическими проблемами', - убеждают профессора. Они ссылаются на опыт 1708-1921 годов, когда Мурманская область (Александровский уезд) и Ненецкий АО (Печорский уезд) составляли единое пространство Архангельской губернии. 'У нас есть лес, нефть и газ, алмазы' По поводу того, зачем объединяться, логика ученых проста: 'Укрупненный субъект РФ имеет больше возможностей для продвижения вперед, чем три, действующие поодиночке'. 'У нас есть лес, нефть и газ, алмазы, уникальное по составу и запасам минеральное сырье, рыбопромысловая база, действуют производства редких металлов, бумаги, картона и других отраслей экономики. Единая стратегия развития наших северных территорий, взвешенная и научно обоснованная региональная политика, единые правила игры в экономике - эти и другие вопросы лучше решаются при создании единого экономического и правового пространства'. Программа действий, предложенная учеными, очень похожа на ту, которую уже реализуют в Перми: для начала 'создать Северную рабочую комиссию для подготовки предложений и тщательной проработки всех вопросов, связанных с объединением'. Вариантов названий для нового субъекта несколько: Северный край, Арктический край, Поморско-Ненецкая республика и т.д. Столица - Северодвинск, Котлас или Мурманск. У губернатора будет три заместителя - архангельский, мурманский и ненецкий. 'Северный парламент' будет включать по 12 человек из каждого региона. Все это прописывается в проекте федерального конституционного закона и вносится президенту. Референдум по объединению, по мнению ученых, можно провести уже 14 марта 2004 года, вместе с выборами президента. И потом, ориентировочно в 2005 году, в России появится новый субъект. 'Мы сохраним свое нынешнее положение' Впрочем, слова Матвиенко и письмо ученых пока что не нашли поддержки местной элиты. Мурманск настаивает на самостоятельности. 'Первым делом пусть договорятся между собой губернаторы Архангельской области и Ненецкого округа, - заявил ГАЗЕТЕ мурманский губернатор Юрий Евдокимов. - А потом уже замахиваются на масштабные вопросы. В ближайшее время мы сохраним свое нынешнее положение'. Несмотря на прохладное отношение местных властей, идея укрупнения в регионе развивается. Валентина Матвиенко, отвечая на вопросы, не исключила возможности объединения Ненецкого АО не только с Архангельской областью, но и с Республикой Коми. Это значит, что новый субъект РФ, если он будет создан, займет гигантскую территорию на севере России и, как и предлагали ученые, может рассчитывать на статус республики. Экономическая целесообразность создания такой республики пока не просчитана, и это - главный довод противников объединения. 'Стоит сначала подвести под эту инициативу внятное экономическое обоснование, - заявил ГАЗЕТЕ депутат архангельского областного собрания Михаил Гмырин, - и более четко определиться, что же это все-таки даст населению 'объединяемых' регионов, всей России в целом. Будет понятная простым северянам теоретическая база официального 'объединения' - вот тогда и поговорим'. Сибирская республика Проект четвертый: Красноярский край + Таймырский АО + Эвенкийский АО. Губернаторы Красноярского края, Таймыра и Эвенкии Александр Хлопонин, Олег Бударгин и Борис Золотарев единодушно выступают за объединение. Но делать реальные шаги не торопятся. Они предпочитают говорить о поэтапном сближении экономик своих регионов, планируя растянуть этот процесс на несколько лет. Впрочем, в администрациях каждого из этих субъектов Газете сообщили о том, что позиции губернаторов по поводу объединения определяются волей высшего руководства страны и что работа в этом направлении движется полным ходом уже с начала этого года. По следам Колчака Идея объединения сибирских регионов под флагом Сибирской республики появилась еще в 1918 году. Ее автор - Александр Колчак, который и образовал Сибирскую республику. Она просуществовала до того момента, как Красная армия 'на Тихом океане свой закончила поход'. Вновь о ней вспомнили только в 1990-е годы, когда начался 'парад суверенитетов'. Вслед за Татарстаном о независимости заговорили и в Сибири. Председатель краевого совета народных депутатов Вячеслав Новиков разработал соответствующий законопроект (сейчас Новиков работает в Совете Федерации представителем от Красноярского края). Новиков предлагал создать на территории края, Таймыра и Эвенкии, а также Омской, Томской, Новосибирской и Кемеровской областей свободную экономическую зону с целью привлечения иностранных инвестиций. Новая республика должна была иметь гимн, герб, флаг, вооруженные силы и другие атрибуты государственности. Когда в 1998 году Александр Лебедь возглавил Красноярский край, а еще ранее в Хакасии победил на выборах его брат Алексей, идею вновь реанимировали. В Москве это сначала трактовали как сепаратизм и выступали против, но потом решили использовать принцип 'если не можешь бороться - возглавь'. В марте 2001 года Владимир Путин приехал в Сибирь и сам озвучил идею объединения. Президент поручил Лебедю детально проработать этот вопрос на уровне глав края, Таймыра и Эвенкии. Интересно, что тогдашний глава Таймыра Александр Хлопонин в ответ призвал не торопиться с объединением. Выходец из 'Норникеля', Хлопонин тогда конфликтовал с Лебедем и старался уменьшить отчисления богатого Таймыра в бюджет Красноярского края. Губернатор Эвенкии Борис Золотарев тогда тоже выступил категорически против объединения. Сейчас все изменилось. Хлопонин возглавил Красноярский край и заметно сблизился с Кремлем, войдя в Высший совет партии 'Единая Россия'. Теперь он выступает за объединение регионов. Таймыр возглавил близкий к Хлопонину человек Олег Бударгин, тоже выходец из 'Норникеля' и тоже сторонник укрупнения. А губернатор Эвенкии Борис Золотарев сменил позицию и заявил, что готов вести переговоры об объединении с лидерами края и Таймыра. 'Это дело очень далекого будущего, над которым мы активно работаем' Первый этап объединения губернаторы уже прошли - в конце февраля был создан 'Союз трех территорий'. Его инициатором стал Хлопонин. Союз регулярно заседает, трое губернаторов решают вопросы, но дальнейших шагов к объединению пока не делают. Хлопонин неизменно повторяет, что он за объединение, но о сроках говорит туманно: 'Это дело очень далекого будущего, над которым мы активно работаем, так что всему свое время... Вообще, это перспектива нескольких ближайших лет', - сказал он на одном из заседаний союза. Губернатор предпочитает неформальное объединение через созданный им союз: 'Все три губернатора поставили своей целью добиться того, чтобы союз трех губернаторов в итоге превратился в довольно сильный административный орган, могущий принимать совместные решения'. Местные депутаты вслед за губернаторами тоже создали совет законодателей трех территорий. Пока что о каких-либо реальных политических шагах совета законодателей неизвестно. Но не исключено, что он занят разработкой федерального конституционного закона о создании нового субъекта РФ, подобно тому как это происходило в Пермской области. Подобный законопроект может быть внесен только от имени местных депутатов. По мнению местных парламентских источников ГАЗЕТЫ, наиболее реальный срок внесения законопроекта - конец 2004-го - начало 2005 года. В этом случае объединение регионов может произойти как раз к окончанию губернаторских сроков глав Красноярского края и Таймыра. Тюменский край Проект пятый: Тюменская область + Ямало-Ненецкий АО + Ханты-Мансийский АО В Тюменской области идея объединения со входящими в нее автономными округами появилась совсем не так, как в других 'матрешечных' регионах. Специфика области в том, что Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа значительно богаче Тюменской области и больше ее по территории. Если сложить бюджеты двух округов, то получится почти два миллиарда долларов - это в три раза больше бюджета самой Тюменской области. Ясно, что Тюмень крайне заинтересована в получении реального контроля над формально входящими в нее округами. И недавно в области стали говорить, что такая возможность есть - благодаря разработанной в Кремле реформе местного самоуправления. Законопроект 'Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ', созданный в администрации президента под руководством Дмитрия Козака и уже принятый в первом чтении Госдумой, переведет под контроль Тюмени многие доходные полномочия округов. Например, получение доходов от госимущества, сбор региональных налогов и, самое главное, сбор налога на добычу полезных ископаемых. 'Богатые' сателлиты Тюменской области забили тревогу и стали говорить о том, что их хотят насильно объединить в новый субъект РФ. Фигурировало даже название - Тюменский край. Губернатор Ханты-Мансийского округа Александр Филипенко заявил, что в этом случае уйдет в отставку. 'Поправки, предложенные группой Козака, не отвечают жизненным потребностям округа, объективной реальности и нормам Конституции Российской Федерации', - сказал он ГАЗЕТЕ. А глава Ямало-Ненецкого парламента Сергей Харючи пошел еще дальше: сказал, что округ выйдет из состава Тюменской области и станет полностью самостоятельным субъектом, если реформа Козака будет реализована. Сенатор от ХМАО Петр Волостригов внес в Совет Федерации поправки в законопроект Козака, по которым округа не подпадают под реформу. Но хода эти поправки пока не получили. После всех этих резких заявлений в марте этого года в Тюмень приехал Владимир Путин. Он провел там совещание с главами регионов Уральского федерального округа. Филипенко избегал на совещании резких формулировок, но реформу Козака раскритиковал: 'Если поднимаешь все свои 148 полномочий - ты субъект Федерации, поднимаешь половину - полусубъект...' Похоже, он намекал, что Ханты-Мансийский округ имеет больше оснований быть субъектом, чем Тюменская область. Путин ответил уклончиво: 'Тогда нужно будет половину субъектов сократить, объединить, разделить или слить...' Пока местные губернаторы гадали, будут их сливать или разделять, общественное движение 'Тюменский союз молодежи' попыталось объявить в области референдум с вопросом: 'Поддерживаете ли вы образование на территории Тюменской области трех равноправных субъектов РФ: Тюменской области (на территории Тюменской области без автономных округов); Югорской области (на территории Ханты-Мансийского автономного округа); Ямальской области (на территории Ямало-Ненецкого автономного округа)?' На первый взгляд, это шаг к окончательному разрыву Тюменской области с округами. Но есть один нюанс. Население собственно Тюменской области, без округов, в два раза больше населения Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов вместе взятых. Это значит, что, если референдум будет объявлен, то подавляющее большинство жителей региона выступят за объединение, выгодное для Тюменской области. А 'богатые' автономные округа заведомо проиграют. Не исключено, что Тюменская область стала тоже своего рода полигоном для отработки технологии объединения богатых, но малочисленных субъектов с бедными, но многочисленными. Интерес федерального центра при этом понятен - богатые субъекты будут сами обеспечивать бедных. Как объединить несколько регионов Конституционный закон 'О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ' устанавливает, что инициаторами объединения могут быть парламенты регионов. Они назначают референдум. В случае если граждане не одобрили объединение, повторный референдум может быть назначен не раньше чем через год. Если одобрение получено, парламенты регионов принимают проект федерального конституционного закона об образовании нового субъекта РФ и в течение полугода вносят его в правительство, Минюст и другие федеральные органы. Получив одобрение, инициаторы слияния вносят законопроект в парламент. Поскольку это федеральный конституционный закон, то за него должны проголосовать более 2/3 депутатов Госдумы и 3/4 сенаторов. Затем президент подписывает закон и вносит изменение в Конституцию, где в статье 65 имеется полный список субъектов РФ.
Газета ,
28.05.2003
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |