|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Партий становится меньше, а возможностей у них - больше
27.05.2003 00:01
Через три месяца официально стартует новая предвыборная кампания в Думу. Партиям-победителям достанутся не только кресла в нижней палате парламента, но и возможность стать уже легальной частью системы госвласти, ведь за каждого поддержавшего избирателя они получат субсидии из бюджета.
О ситуации с партийным строительством "РГ" рассказал замминистра юстиции Евгений Сидоренко. - Евгений Николаевич, вас назначили ответственным за законопроект о новом порядке проведения митингов и собраний. Скажите, эти нововведения не могут привести к уличным столкновениям сторонников разных политических партий в преддверии выборов? - Можно сказать, что это первый закон в постсоветский период, ведь данная сфера регулируется еще указом президиума Верховного Совета СССР 1988 года. Законопроект должен решить принципиально важную задачу, из-за которой и происходило больше всего конфликтов - сочетать интересы участников и организаторов публичного мероприятия с интересами других лиц, которым это мероприятие может причинить беспокойство. Прежде всего это касается гарантий прав участников акций: последние будут проводиться в уведомительном порядке, а не разрешительном, так что больше не надо будет ждать разрешения от чиновников, достаточно их просто известить. Но закон содержит целый ряд положений, которые эту свободу если не ограничивают, то ставят в определенные рамки. Так, ограничивается проведение массовых мероприятий в местах, особо значимых, допустим на Красной площади. Кроме того, представители власти имеют право прекратить эту акцию. Если по первой секунде ясно, что мероприятие это противоправное и проводится с нарушением закона, то оно просто на второй секунде прекращается. Также законопроект предусматривает назначение ответственных лиц как со стороны организаторов мероприятий, так и со стороны органов власти. Были внесены еще и предложения о том, чтобы снять ранний предел подачи уведомлений и предоставить возможность уведомлять, скажем о пасхальных мероприятиях или майских демонстрациях, заранее. Лично я считаю, что законопроект нужно принять до лета и теоретически такая возможность есть. - И все же 7 ноября далеко не все политические партии смогут воспользоваться новым законом, ведь число партий, допущенных к участию в предвыборной кампании в Думу, ограничивается процедурой регистрации в вашем ведомстве. - Законопроект, о котором мы говорим, не связан напрямую с предвыборной кампанией. О ходе "партийного строительства" могу сказать следующее. Допуск партий к выборам 2003 года связан не со сроком регистрации в Минюсте, а с более сложной процедурой: некоторые партии проходят весь регистрационный марафон за полтора-два месяца, а другие не укладываются в установленные законом сроки и вообще прекращают свое существование. Но факт допуска к выборам связан с окончательным представлением в Минюст данных о завершении регистрации региональных отделений партий. На день объявления выборов в сентябре мы подведем черту под списком партий, допущенных к выборам. Пока Минюст зарегистрировал 51 партию, из которых 41 подтвердила регистрацию своих региональных отделений. Можно сказать, что процесс регистрации уже завершается. В 2002 году мы зарегистрировали 44 партии, а вот за 4 месяца 2003 года - всего две. Хотя у нас до сих пор значится около 40 оргкомитетов, которые заявили о своем намерении создать партии, но их намерения вряд ли уже будут реализованы. Я думаю, что со временем количество партий будет сокращаться: одни будут укрупняться, другие же окажутся неконкурентоспособными. Мы сейчас сокращаем и список общественно-политических объединений, которые смогут претендовать на участие в выборах в блоке с политическими партиями. Сначала у нас было больше 1000 общественных организаций, часть из них отпала по формальным признакам, сейчас осталось около 250, и мы собираемся просмотреть уставы каждой организации на предмет их соответствия Закону о выборах. - Будет ли продолжена практика выборочных проверок партий и их региональных отделений, в том числе и в ходе предвыборной кампании? - К сожалению, процедура регистрации политических партий носит во многом формальный характер и закон существенно ограничивает наши возможности по проверкам в этот период. Минюст вынужден исходить из презумпции добропорядочности партий и регистрировать их по тем документам, которые они нам представляют. Только потом мы получаем возможность более углубленно проверять партии, в том числе их численность. Так, у многих новых, никому ранее не известных партий прослеживается тенденция объявлять численность на грани фола. Минимальное число членов в партии по закону - 10 тыс. человек, они объявляют, например, 10 тыс. 100 человек. Естественно, возникают очень серьезные сомнения в том, что у них действительно есть эти 10 тыс. членов. Я не исключаю и некоторые выборочные проверки в тех регионах, где слишком много парторганизаций. Вполне возможно, что там одни и те же граждане будут оказываться в списках разных партий. Кроме того, некоторые партии искусственно включают население теми или иными методами в свои списки: записывают лиц, не достигших 18 лет, или включают в члены регионального отделения людей, не живущих в данном субъекте Федерации. До выборов мы собираемся, конечно, эти партии проверить, посмотрим, были ли все они честны, когда шли к нам регистрироваться. - Сохранит ли партия "Либеральная Россия" возможность участвовать в выборах, ведь 38 ее региональных отделений из 65 отказались признавать руководство партии? - Мы получили обращение Виктора Похмелкина с просьбой проверить законность регистрации некоторых отделений. Естественно, Минюст проверит обстоятельства, на основании каких документов была проведена регистрация, все ли там было соблюдено с точки зрения требований закона. Очень часто нас пытаются втянуть во внутренние разборки партий. Так и с "Либеральной Россией": ведь для нас формально совершенно безразлично, кто является лидером партии. Сегодня могут избрать одного, послезавтра - другого, это внутреннее дело партии, но регистрация, конечно, должна быть проведена в полном соответствии с законом, в региональном отделении должны действовать компетентные лица, должны быть представлены соответствующие подлинные документы, а не какие-то фальшивые подделки. - Религиозные организации оказывают все большее влияние на политическую жизнь, вот, например, будет ли наказана партия "Единая Россия" за то, что на одном из ее мероприятий публично призывали к объявлению джихада? - Давайте четко разграничим политическую деятельность организаций и высказывания тех или иных лиц. В данном случае мы имеем нестандартную ситуацию: митинг был организован "Единой Россией", но выступавший там Талгат Таджуддин не является членом этой партии, он присутствовал как частное лицо, как религиозный деятель и не более того. А на митинге совсем не обязательно, чтобы все выступающие отражали мнение партии-организатора. Другое дело, когда представитель партии, как это было с Борисом Мироновым из Национально-державной партии, выступает от имени организации на мероприятии, а затем и в прессе не со словами "я, я", а со словами "мы, мы". Если есть взаимосвязь лица и организации, то Минюст требует от партии изложить свою позицию, дезавуировать высказывание либо присоединиться к нему. Тогда уже ясно, кто будет отвечать: организация либо конкретный человек. Поскольку Таджуддин, хоть и выступал на митинге "Единой России", не имеет никакого отношения к партии, то, естественно, речь может идти только о его личной ответственности. И этим действиям, как вы знаете, была дана оценка: он получил предупреждение прокуратуры и очень резкая была дана оценка руководством исламских организаций. Исламские религиозные организации - это не РПЦ, они децентрализованны, каждое духовное управление самостоятельно и там достаточно противоречивые отношения. Тем не менее эти исламские организации выразили довольно негативное отношение к высказываниям Таджуддина, они даже объявили его сумасшедшим, хотя это, конечно, уже не в пределах их компетенции. Минюст еще два месяца назад проводил проверку Духовного управления мусульман, которое возглавляет Талгат Таджуддин, и выявил очень большое количество недостатков, например: множественные нарушения устава, незарегистрированная деятельность учебных заведений. Они получили достаточно серьезное предупреждение, в мае истекает срок, который им предоставили для исправления всех ошибок и мы уже планируем послать туда наших коллег для того, чтобы проверить, исправлены ли эти нарушения или нет. - Приходилось ли вам по итогам проверки политпартий дополнительно проверять управления Минюста в регионах? - Лучшие контролеры - это сами партии, и везде, где происходит отклонение от закона, они тут же реагируют. Чаще всего жалобы и нарекания появляются из-за различного толкования закона. Закон относительно недавно принят, не все положения четко прописаны, допускают определенные толкования, особенно по критериям возможности или невозможности тех или иных действий при регистрации. Не всегда в регионах нам удается избежать проявлений политических симпатий или антипатий. Вы прекрасно знаете, что политическая карта нашей страны очень пестрая, в одних регионах преобладают центристские взгляды, в других - левые, в третьих - правые.
Российская газета ,
27.05.2003
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |