“Если у вас чешется, то чешите в другом месте” — это бессмертное обращение Виктора Степановича Черномырдина к Григорию Алексеевичу Явлинскому навсегда осталось в анналах отечественного ораторского искусства.
Напомним, что сказано это было аж в 1997 году, когда Григорий Алексеевич в очередной раз отрабатывал свой коронный прием: правительство в отставку!
Прошли годы, сменились президенты и премьеры, Виктор Степанович недрогнувшей рукой ведет незалежную Украину к стратегическому союзу с Россией... Но есть и вечные ценности. Григорий Алексеевич по-прежнему отправляет правительство в отставку, и правительство по-прежнему его не боится.
По-прежнему же Явлинский утверждает, что готов работать в правительстве вице-премьером, но, как обычно, добавляет, что обсуждал это только с членами бюро своей партии. Они дали согласие. Очень благородно с их стороны, но вряд ли их позиция важна кому-нибудь, кроме Григория Алексеевича. Да и ему, наверное, не важна. Было бы все серьезно — сначала поговорил бы с Путиным.
Новое в ситуации с “яблочным” вотумом недоверия правительству заключается в том, что на этот раз либералы соревновались с ужасно антилиберальной “Народной партией” Геннадия Райкова. Злые языки утверждают, что ответственнейшее решение снять правительство Касьянова принималось бюро “Яблока” в такой спешке прямо накануне Пасхи только потому, что после Христова Воскресения с аналогичной инициативой должен был выступить лидер “Народной партии”.
Райкова на этих выборах, видимо, поддерживают неплохие пиарщики. Он четко знает свою цель и готов разыгрывать для ее достижения оппозиционную карту. Естественно, Явлинский не мог допустить, чтобы его коронное блюдо использовали другие повара. Вот и пришлось потом извиняться по телевизору, что все было сделано накануне первопрестольного праздника. И по православному обычаю тут же всех поздравить с Христовым Воскресением.
Во всей истории с вотумом недоверия правительству, к которому действительно есть масса вопросов, интересны именно гонки между “Яблоком” и “Народной партией”. Эти две организации практически не делят электората. Тем не менее в этом эпизоде боролись буквально за доли секунды. Это показывает, насколько нынешняя предвыборная кампания отличается от предыдущих.
Все участники гонки — кроме коммунистов — поставлены в одни и те же ограничительные рамки: Путина не критиковать, на личности не переходить, “Единую Россию” не задирать. На этом фоне остается очень мало “плодотворных дебютных идей”. Партиям очень трудно идентифицировать себя и мобилизовать своих избирателей.
Не зря же, если верить опросам ФОМа, в этом году необычно большой процент (до 30%) обычно твердокаменного избирателя “Яблока” не исключает возможности проголосовать при определенных условиях за другую партию.
Объективно нынешняя ситуация выгодна только коммунистам. Они могут честно говорить то, что думают. И даже те люди, которые не очень хотят голосовать за КПРФ, проголосуют за эту партию потому, что хотят высказать свой протест.
Кстати, протест этот направлен вовсе не против Путина, а против экономической ситуации, при которой огромное количество наемных рабочих в индустриальных центрах не имеет никаких надежд на лучшее будущее. И интересы которых не защищает ни “Единая Россия”, ни либералы, ни профсоюзы и вообще никто.
Если посмотреть последние карты опросов общественного мнения, то становится совершенно очевидным, что те регионы, где особенно сильны олигархи, становятся оппозиционными. Даже нефтяные” ханты-манси” уходят “налево”, не говоря уже о Красноярске, Омске, Иркутске.
Ситуация с нынешним вотумом недоверия правительству меньше всего взволнует кабинет министров, в котором давно действительно все не в порядке. Но она должна взволновать кремлевских политтехнологов: если ничего не поменяется, то выборы между двумя мегапартиями — коммунистами, с одной стороны, и партией власти, представляющей всех остальных, станут неизбежными.
И это притом что коммунисты представляют власть никак не меньше, чем “Яблоко”. У них ведь один генеральный спонсор — крупнейшая нефтяная компания.
Московский комсомолец ,
30.04.2003