Представители государства на вечерней встрече 8 апреля молча выслушали предложения и замечания и согласились продолжить обсуждение.
А Национальный резервный банк, являющийся акционером РАО, выступил вчера с заявлением о том, что программа без учета ряда замечаний «может иметь негативные последствия как для отрасли, так и для российской экономики в целом». А миноритарные акционеры РАО составили огромный список замечаний к документу. Из проекта программы, который более полугода был засекречен для общественности, исчезло несколько весьма скандальных пунктов, а некоторые положения оказались настолько вольны, что даже входят в противоречие с уже принятым законом «Об электроэнергетике».
В РАО заявляют, что именно в связи с критикой было решено начать публичное обсуждение документа.
Наиболее резкую критику проекта программы «Пять плюс пять» высказал НРБ. В сообщении для СМИ (идентичном письму президента НРБ Александра Лебедеву в адрес совета директоров РАО, членом которого он является) говорится: «Из текста пропал пункт о введении моратория на продажу активов холдинга.
Нет и упоминания о предложенных советом директоров компании поправках в устав РАО (о согласовании сделок с внучатыми по отношению к РАО компаниями. -- Ред.)... Несмотря на то что принцип пропорционального распределения акций создаваемых в ходе реформы компаний среди акционеров холдинга назван «базовым», допускается возможность использования «других механизмов обособления компаний и активов». Такое положение в ряде случаев может послужить поводом к массовым исключениям из правил и требует либо исключения из текста, либо более четкой формулировки».
Г-на Лебедева поддерживает и другой член совета директоров РАО -- директор Prosperity Capital Management Александр Бранис. Он также подготовил ряд замечаний к проекту программы. По его мнению, отказываться от моратория на продажу активов нельзя, так как они недооценены и их капитализация резко повысится после выхода из состава РАО. Кроме этого, уверен г-н Бранис, разрешение на продажу активов будет провоцировать коррупцию в энергокомпаниях, так как в ходе реформы будет сильно меняться менеджмент.
Кроме этого, доказывает он, нельзя соглашаться с предложением о привлечении управляющих компаний, так как стратегический инвестор заинтересован прежде всего в приобретении актива, а не в получении вознаграждения за управление: «Это равносильно тому, как если бы акционеры Альфа-банка пригласили Deutsche Bank стать его управляющей организацией», -- пишет г-н Бранис.
Анатолий Чубайс вчера вечером отвечал на аналогичные вопросы инвесторов. Он заявил: «Мы должны отказаться от продаж профильных активов как от стратегии компании, мы принимаем вместо этого стратегию, основанную на пропорциональном разделении активов между акционерами при реформировании». Правда, добавил он, консультанты РАО -- консорциум Альфа-банка и Merill Lynch --считают, что «полный запрет на продажу каких бы то ни было активов может привести к утрате этих активов».
Например, поясняет член правления РАО Андрей Трапезников, когда электростанция обслуживает фактически одного потребителя, а он ставит условие: либо продажа, либо уход к другому производителю энергии. Впрочем, добавляет г-н Трапезников, в любом случае все сделки будут согласовываться с советом директоров РАО, так что неподконтрольные государству продажи произойти не смогут.
Что касается внесения поправок в устав о согласовании сделок с «внучками» РАО, то, по мнению энергетиков, в проекте программы «Пять плюс пять» они и не должны быть прописаны, так как совет директоров уже рассмотрел этот вопрос, и теперь вердикт -- за акционерами энергохолдинга.
Анатолий Чубайс заявил, что до 21 апреля ждет от всех заинтересованных сторон мнений и предложений по изменению проекта программы. В РАО соглашаются с тем, что некоторые формулировки в нем достаточно нечеткие. В частности, в вопросе об ограничении прав собственников магистральных электросетей записано, что договора на транспортировку в любом случае имеет право заключать только Федеральная сетевая компания (ФСК).
А в законе «Об электроэнергетике» говорится, что не в любом случае, а только тогда, когда ФСК не нарушает «существенных условий договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства». Этот пункт имеет серьезное значение прежде всего для «Иркутскэнерго», не входящего в состав РАО, но имеющего магистральные сети.
Ведь несоответствие закона и стратегии РАО теоретически может грозить иркутской компании долгими судебными тяжбами.
Дальнейшая судьба проекта программы «Пять плюс пять» такова. До конца апреля совет директоров РАО принимает замечания и на их основе составляет новую редакцию. Затем она направляется в правительственную комиссию по реформе электроэнергетики, возглавляемую вице-премьером Виктором Христенко, для того чтобы, как выразился г-н Трапезников, «принципы концепции коррелировались с нормативными актами, которые сейчас разрабатываются в правительстве».
После этого совет директоров должен принять проект программы на заседании 23 мая -- перед собранием акционеров. Если пройти столь сложную процедуру согласований проект не успеет, говорит г-н Трапезников, то этим вопросом придется заниматься новому составу совета директоров, а это потребует дополнительного времени.
Впрочем, Александр Бранис считает, что спешить в столь серьезном вопросе, имеющем множество противоречий, не стоит.
Время новостей ,
10.04.2003