|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Минфин в безвыходной ситуации
4.04.2003 00:01
В ближайшее время вопрос о снижении госрасходов может стать предметом бурных политических дебатов. Так, вчера советник президента Андрей Илларионов в очередной раз призвал правительство снизить расходы, рост которых экономист считает одним из основных факторов снижения темпов экономического роста в России.
Прав или нет Андрей Илларионов, но директор второго департамента европейского управления МВФ Джон Одлинг-Сми вчера заявил, что фонд снизил прогноз темпов экономического роста в РФ, ранее оценивавшийся в 4,9%. Вопрос сокращения расходов правительства напрямую связан с главной проблемой современной экономической жизни - снижением налогов. Либералы возлагали надежды на деятельность возглавляемой министром финансов Алексеем Кудриным Комиссии по оптимизации госрасходов. Но представленные на этой неделе предложения комиссии хотя и интересны, однако могут дать положительный эффект лишь в отдаленной перспективе. Выработанные комиссией меры направлены на то, чтобы система расходования бюджетных средств стала более логичной, централизованной и эффективной. Так, в будущем единственным видом получателя бюджетных денег станут госучреждения. Подведомственные министерствам унитарные предприятия и акционерные общества будут либо сняты с госфинансирования, либо преобразованы, либо ликвидированы. Для учреждений науки, культуры и здравоохранения будет придумана особая организационно-правовая форма - "Государственная некоммерческая организация". Эти организации могут получать субсидии, но государство не будет нести ответственность по их обязательствам. Одновременно министерства и ведомства будут лишены права самостоятельно создавать бюджетные организации, их создание станет прерогативой правительства. Госучреждения, самостоятельно зарабатывающие деньги, например ветлечебницы, отделят от государства и переведут на самоокупаемость. Организации, имеющие чисто муниципальное значение (школы, больницы, дорожно-ремонтные предприятия), будут передаваться субъектам Федерации, а в случае их отказа - ликвидироваться. В Минфине рассчитывают, что благодаря этому расходы на управление в будущем году сократятся более чем на 28 млрд. руб., или на 0,2% ВВП. Государство планирует также усилить принципы конкурсности для всех видов госзакупок. Для этого в августе в Думу будет внесен закон "О размещении законов на поставки товаров и услуг для государственных нужд". Также должна быть проведена тотальная ревизия эффективности использования помещений госучреждениями. Излишки площадей будут переданы в распоряжение Минимущества для сдачи в аренду. С 1 января 2004 года Минфин перейдет на новую методологию планирования деятельности министерств и ведомств - не на основе численности служащих и площади занимаемых помещений, а на основе выполнения функциональных обязанностей, измеряемого в трудочасах. С 1 января 2005 года должно начаться внедрение еще более продвинутого метода финансирования, заимствованного из практики наиболее развитых стран, -"метода начислений", в основе которого будет лежать анализ эффективности исполнения министерствами и ведомствами своих функций. Министр финансов Алексей Кудрин на днях признался, что находится, по сути, в безвыходной ситуации. Есть решение о повышении зарплаты бюджетникам на 1% ВВП. Одновременно есть решение Совбеза об увеличении оборонного заказа еще на 1% ВВП. И есть общее решение правительства о ежегодном снижении налоговой нагрузки на экономику на 1% ВВП. Что делать министру финансов в этой ситуации? Прокомментировать эту коллизию мы попросили ведущих политиков и экономистов. "Для того чтобы сократить государственные расходы, нужна политическая воля одного человека, и вы знаете его фамилию", - заявил корреспонденту "НГ" первый замруководителя фракции "СПС" депутат Борис Надеждин. "Минфин не в восторге от необходимости выполнять решения об увеличении госрасходов, и своим заявлением Кудрин пытается активизировать противников этих решений, - высказал предположение депутат Госдумы Сергей Иваненко. - Но если говорить о задачах, стоящих перед государством, то я бы не сказал, что наши расходы завышены - просто расходуются бюджетные средства неэффективно". "Повышать зарплату действительно необходимо, - считает зампредседателя кредитно-финансового комитета Госдумы Игорь Артемьев. - А вот увеличение военных расходов сегодня должно происходить не в сфере оборонного заказа, а для сокращения численности Вооруженных сил". Уменьшение госрасходов, по мнению Артемьева, должно происходить за счет сокращения госаппарата, реформирования системы управления зарубежной собственностью и радикальной реформы системы госзакупок, где сегодня от 20 до 40% всех средств уходят на "откаты". И.о. директора Института международных экономических и политических исследований РАН Руслан Гринберг заявил, что правительство, если бы могло, вообще избавилось бы от всех расходов. Правительство исходит из порочной доктрины сопоставления эффективности государственных и частных расходов. Но государство и частный сектор не взаимозаменяемы, есть области, в которых альтернативы государству нет.
Независимая газета ,
4.04.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |