|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Введение пошлин на иномарки откладывается До президентских выборов
28.03.2003 00:01
Во-первых, оно не хочет раздражать россиян перед выборами. Во-вторых, стремится научить российских автопроизводителей выживать в условиях конкуренции. Однако если отечественный автопром не сможет работать без "тепличных" условий, власти непременно вернутся к вопросу о повышении пошлин.
Популистское решение Как заявил ГАЗЕТЕ представитель Минэкономразвития, «идея ввести запретительные пошлины на все иномарки старше трех лет, которая была еще до нового года озвучена Германом Грефом, натолкнулась на сопротивление в кабинете министров. Все дело в том, что через 9 месяцев должны состояться выборы в Госдуму, а затем и президентские выборы - в таких условиях весьма маловероятно, что правительство пойдет на повышение пошлин на иномарки». Напомним, что Герман Греф предложил поднять в 2 раза пошлины на все машины иностранного производства старше 3 лет. Вопрос о повышении пошлин является «крайне чувствительным» для населения, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, поскольку доставка по железной дороге до Владивостока увеличивает цену «Жигулей» на 1500 долларов, а покупка старых иномарок обходится дешевле. Правительство не хочет идти на такие непопулярные меры в год выборов. «Протекционизм не поможет» Кроме того, в правительстве усилились позиции противников лоббизма со стороны отечественных автопроизводителей. Они утверждают, что российский автопром не воспользовался преимуществами, полученными от принятого в октябре 2002 года решения о повышении пошлин на иномарки старше семи лет. Россияне продолжали скупать подержанные иномарки, а отечественные машины спросом не пользовались. В результате произошло затоваривание рынка продукцией АвтоВАЗа, ГАЗа и КамАЗа, которые были вынуждены останавливать свои конвейеры. Так, если в 2001 году в России было произведено 1 млн. 21 тыс. легковых автомобилей, то в 2002 году - всего лишь 981 тыс. При этом лидером сокращения производства стал Волжский автозавод: по сравнению с 2001 годом производство здесь уменьшилось на 60 тыс. автомобилей, а в этом году с конвейера ВАЗа сойдет еще на 20 тыс. машин меньше. ГАЗ снизил производство легковых автомобилей на 15 тыс. штук, а УАЗ - на 2 тысячи. Как заявил ГАЗЕТЕ представитель Минэкономразвития, «многие в правительстве считают, что АвтоВАЗу и ГАЗу никакой протекционизм не поможет». Серпуховский автозавод и завод малолитражек в Набережных Челнах (оба производят автомобили «Ока»), а также завод «Ижмаш» (вазовские «шестерки» и «Ижи»), напротив, улучшили показатели. "Ижмаш", например, увеличил производство на 20 тыс. автомобилей. "Рынку нужно время для стабилизации" Как ни странно, но представители российских автозаводов приветствуют "замораживание" вопроса о введении новых запретительных пошлин. В частности, пресс-секретарь «РусПромАвто» Владимир Торин заявил ГАЗЕТЕ, что «если сейчас объявить о готовящемся запрете на 3--7-летние машины, то российские автопроизводители окажутся в катастрофической ситуации". Практика показывает, что в ожидании увеличения пошлин на подержанные иномарки потенциальные покупатели в массовом порядке уходят к перекупщикам. Сотрудники столичного представительства АвтоВАЗа также заявили ГАЗЕТЕ, что надо «дать рынку время на стабилизацию». Кроме того, как рассказали ГАЗЕТЕ в Минэкономразвития, некоторые члены кабинета министров считают, что осеннее повышение пошлин выполнило поставленные задачи и подтолкнуло иностранных производителей к открытию в России собственных заводов (Ford во Всеволожске, СП «GM-АвтоВАЗ», Renault в Москве). Правительство также обратило внимание на то, что доля иномарок на рынке начала сокращаться. Так, в 2002 году в Россию было ввезено 450 тыс. поддержанных машин иностранного производства старше 3 лет, причем 380 тыс. автомобилей пересекли российскую границу до повышения пошлин. После 4 октября спрос на иномарки старше 7 лет снизился на четверть, а в октябре-декабре прошлого года объемы продаж таких иномарок сокращались на 40% ежемесячно. Покупатели переориентировались на шестилетние иномарки, которые в среднем на 500 долларов дороже "семилеток". По словам директора Мариямпольского автомобильного рынка Юозаса Бразиса, "в целях экономии покупатели стали "жертвовать" мощностью автомобилей - люди все чаще покупают небольшие машины гольф-класса с двигателями 1,2 и 1,4 литра, появился спрос на ранее непопулярные марки, такие как Fiat и Seat". Все еще впереди Однако угроза повышения пошлин на иномарки старше 3 лет окончательно не развеялась. Представитель Минпромнауки, пожелавший не называть своего имени, заявил ГАЗЕТЕ: «Отказ от дальнейшего поднятия пошлин на подержанные иномарки - явление временное и носит популистский характер. Необходимость ввода запретительных пошлин на эти машины обоснована в концепции развития российского автопрома до 2010 года и в предварительных соглашениях с ВТО. Если Россия на общих основаниях вступит в ВТО, иностранные производители погубят российский автопром. Мы не можем этого допустить, поскольку это слишком большой сектор нашей экономики". По мнению представителя Минпромнауки, весной 2004 года к этому вопросу придется вернуться и тогда, скорее всего, пошлины на 3-7-летние машины будут подняты вдвое. Пока же у покупателей есть возможность приобрести подержанную иномарку гольф-класса стоимостью от 6100 евро, среднего класса - от 5100 евро и внедорожник (за исключением "корейцев") - от 10,5 тыс. евро.
Газета ,
28.03.2003
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |